Турнир проводится с 1996 года. Вплоть до 2002 года он назывался Всероссийским турниром среди мужских команд железнодорожников и транспортных строителей на призы МПС РФ. В 2003 году турнир не состоялся, а со следующего года получил новое название - Кубок президента ОАО «РЖД».
С 1996 по 2002 год чемпионами становились либо команда Красноярской железной дороги, либо Западно-Сибирской. Они были на голову сильнее своих соперников. С 2007 года в борьбу за трофей вступили коллективы Дальневосточной, Свердловской и Восточно-Сибирской магистралей.
Долгое время турнир проводился в Красноярске, но в 2008 году Кубок президента ОАО «РЖД» перенесли в Екатеринбург в связи со 130-летием Свердловской железной дороги. В тот год победу одержали хозяева. Год спустя в Кубке участвовали лишь 12 команд. Второй раз подряд обладателями кубка стали волейболисты из Екатеринбурга.
На следующий год ситуация повторилась. В финале снова сошлись Свердловская и Красноярская команды, и в третий раз подряд красноярцы уступили. Любопытно, что в матче за третье место в эти годы складывалась похожая картина. Между собой спорили Восточно-Сибирская и Забайкальская дороги, и оба раза сильнее оказывались сибиряки.
В 2011 году впервые в своей истории победу в Кубке президента одержала команда Восточно-Сибирской железной дороги. Трое игроков этой команды вошли в состав сборной ОАО «РЖД», которая победила на чемпионате Международного спортивного союза железнодорожников по волейболу, проходившем в октябре того года в Екатеринбурге.
Через год команда Восточно-Сибирской дороги подтвердила свой успех уже у себя дома. Турнир проводился на озере Байкал на базе МЧС РФ. В том же году было принято решение о пересмотре практики проведения последующих турниров на дорогах, чьи команды становились победителями.
В 2013 году Кубок президента ОАО «РЖД» проводился в самой западной части страны – в Калининграде. Тогда в самом длинном финале в истории турнира победу праздновали представители Красноярской магистрали. Они оказались сильнее дальневосточников, которые трижды (!) за последние три года выходили в финал, но довольствовались лишь серебряными медалями.
На следующий год красноярские великаны повторили свой успех, но уже в Санкт-Петербурге. Именно город на Неве в 2014 году принимал этот турнир. На основе этой команды была сформирована сборная РФСО «Локомотив», которая в 2015 году заняла второе место на чемпионате МССЖ по волейболу.
Большинство игроков сборной РФСО «Локомотив» приняли участие в 19-м Кубке президента, но уже в составе сборных своих магистралей. Финал стал точной копией прошлогоднего, в нем снова встретились сборные Красноярской и Свердловской дорог. Свердловчанам не удалось взять реванш, а красноярцы стали победителями Кубка президента ОАО "РЖД" по волейболу в третий раз подряд и 11-й раз в истории проведения турнира.
В 2016 году Кубок проводился в Новосибирске. На домашнем паркете спустя 15 лет победу одержала сборная Западно-Сибирской магистрали. Спустя год новосибирцы вновь отпраздновали успех на своей площадке.
В 2017 году традиционный турнир в последний раз прошёл под названием Кубок президента ОАО «РЖД». Местом проведения соревнований стал Новосибирск. Финальные матчи турнира подарили болельщикам настоящий волейбольный спектакль. Выиграв три партии подряд, команда Западно-Сибирской завоевала Кубок президента ОАО «РЖД».
В 2018 году турнир продолжил свою историю под названием Кубок ОАО «РЖД» по волейболу. Состязания лучших дорожных команд принял Екатеринбург. Триумфаторами турнира по праву стали хозяева соревнований - команда Свердловской магистрали. Спортсмены Забайкальской железной дороги увезли «серебро», «бронза» досталась красноярским спортсменам.
В 2019 года очередной Кубок ОАО «РЖД» по волейболу принимала Астрахань. В решающем матче турнира встретились коллективы Западно-Сибирской и Свердловской магистралей. Если первая партия осталась за сибиряками, то второй и третий сеты выиграли уральские волейболисты. «Бронзу» выиграла команда Приволжской дороги, победившая красноярцев – 2:1.
Кубок «РЖД» по волейболу среди мужских команд открылся в Новосибирске 25 мая. Местом проведения традиционного турнира стал ультрасовременный спорткомплекс «Локомотив-Арена», открытый меньше года назад.
В первый день коллективы, представляющие все 16 стальных магистралей нашей страны, провели по две встречи в рамках группового этапа турнира. До обеда на двух параллельных площадках сыграли представители групп «А» и «D», а во второй половине дня свою часть программы выполнили волейболисты квартетов «В» и «С».
Между двумя игровыми блоками состоялась торжественная церемония открытия одного из старейших отраслевых турниров. С приветственными словами к участникам обратились директор ОАО «РЖД» по коммуникациям, председатель правления РФСО «Локомотив» Юрий Нагорных, первый заместитель начальника Западно-Сибирской железной дороги Олег Иванов и генеральный директор РФСО «Локомотив» Андрей Голдобин.
Важной частью программы церемонии стало вручение юбилейных наград РФСО «Локомотив» - Почётных знаков «За заслуги в спорте». Первыми их обладателями стали председатель Совета ветеранов железнодорожного спортобщества Леонид Кривонос и Владимир Казаков, ветеран спортивного движения Западно-Сибирской железной дороги.
Захватывающих поединков в первый день Кубка действительно было достаточно – по его итогам в группах обозначились явные лидеры. Наибольшее внимание было приковано к группе Б, в которой сошлись сразу два записных фаворита – команды Западно-Сибирской и Забайкальской железных дорог. Помимо забайкальцев и западносибирцев уверенную поступь на старте Кубка показали команды Восточно-Сибирской, Приволжской, Северной, Дальневосточной и Красноярской магистралей. Красноярцы, к слову, побеждали на этом турнире чаще других.
О победе, разумеется, мечтали многие, но второй турнирный день ясно очертил круг претендентов на высокие места. Победители групп выходили на вторые команды параллельных квартетов. Одной из таких вторых команд стала дружина Московской магистрали, лишь по дополнительным показателям сумевшая выбраться из самой запутанной группы «А». Шутка ли – три из четырёх команд квартета по итогам группового этапа набрали по 4 очка!
Дальше Восточная Сибирь уверенно прошла Северную железную дорогу, красноярцы переиграли представителей Московской магистрали, забайкальцы на классе переехали дальневосточников, а волейболисты из Западной Сибири спокойно разобрались с приволжанами.
Утро заключительного турнирного дня открылось двумя полуфиналами. В одном из них команда Западно-Сибирской железной дороги в двух сетах переиграла своих коллег из Восточной Сибири, а во втором - забайкальцы с таким же счётом взяли верх над представителями Красноярской магистрали. После определения финалистов и претендентов на "бронзу" двенадцать оставшихся команд провели матчи за места с пятого по шестнадцатое.
Если все предыдущие игры были сыграны в малом зале новейшего спорткомплекса, то встречи за медали прошли уже на главной арене «Локомотив-Арены». Перед выходом команд зрители на трибунах успели насладиться зажигательными выступлениями музыкальных и танцевальных коллективов, активно их развлекали и маскоты волейбольного клуба "Локомотив" и юношеского турнира "Локоволей" - Локос и Лаки.
Первым зрители увидели матч за третье место с участием команд Красноярской и Восточно-Сибирской железных дорог. Стартовый отрезок встречи прошёл с уверенным преимуществом красноярцев - 25:14, во второй партии восточносибирцы зажгли было надежду на интригу, но Красноярск вовремя решил своего не упускать - 26:24. Есть первый медалист!
Перед главным матчем Кубка собравшихся в зале продолжили "разогревать" артисты, маскоты и матч-анонсеры главной волейбольной команды. Важной частью программы стала премьера видеоролика из цикла "Локомотив" - это мы!", который был посвящён главному судье соревнований, Заслуженному тренеру РФ Василию Ковальчуку. Сразу после показа генеральный директор РФСО "Локомотив" Андрей Голдобин вручил Василию Дмитриевичу юбилейную награду железнодорожного спортобщества - почётный знак "За достижения в спорте".
Спустя несколько минут градус эмоций у аудитории повысился ещё больше. Зрители стали свидетелями невероятно трогательного момента: игрок команды Западно-Сибирской железной дороги Григорий Никифоров сделал предложение руки и сердца своей девушке. Взволнованная Яна ответила согласием! Так финал Кубка ОАО «РЖД» стал не только спортивным праздником, но и местом зарождения новой семьи - ЛокоСемьи!
Вскоре на площадку под громкие аплодисменты стали вызываться главные герои вечера - волейболисты Забайкальской и Западно-Сибирской магистралей. Первая партия прошла в невероятно равной борьбе, соперники ожесточённо бились за каждый розыгрыш, однако в концовке ЗапСибу всё же удалось вырваться вперёд - 25:21.
Такой же перфоманс эти команды выдали и накануне, в заключительной встрече в рамках группы "В". Тогда игра продлилась все три партии и закончилась в пользу забайкальцев. Казалось, что новая встреча имеет все шансы пройти по такому же сценарию, но во втором сете гости стали допускать больше ошибок, позволив западносибирцам обеспечить комфортный задел по очкам.
Подгоняемые родными трибунами, хозяева уверенно довели эту партию, а с ней и всю игру до победы - 25:19. Следом за победой в Кубке по футболу 8 на 8 спортсмены ЗапСиба приносят своей магистрали ещё один престижный трофей. Браво!
Перед чествованием команд-призёров состоялась и ещё одна важная церемония - генеральный директор РФСО «Локомотив» вручил юбилейный знак «За достижения в спорте». Его обладателем стал руководитель Новосибирского обособленного подразделения общества «Локомотив» Николай Лукашов.
Лучшими игроками турнира были признаны: Денис Маслов («Лучший нападающий»), Руслан Мещенков (»Лучший блокирующий»), Григорий Никифоров («Лучший пасующий»), Алексей Никитченко («Лучший либеро») и Михаил Яскевич («Лучший игрок»).
Награды отличившимся командам и лучшим игрокам турнира вручали начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Грицай, начальник Департамента социального развития ОАО «РЖД» Юлия Алексеева и генеральный директор РФСО «Локомотив» Андрей Голдобин.
Итоговое положение команд в группе «B»:
1. Забайкальская ж.д. - 6 очков
2. Западно-Сибирская ж.д. - 5 очков
3. Калининградская ж.д. - 4 очка
4. Куйбышевская ж.д. - 3 очка
Итоговое положение команд в группе «C»:
1. Приволжская ж.д. - 6 очков
2. Дальневосточная ж.д. - 5 очков
3. Южно-Уральская ж.д. - 4 очка
4. Горьковская ж.д. - 3 очка
Итоговое положение команд в группе «D»:
1. Красноярская ж.д. - 6 очков
2. Северная ж.д. - 5 очков
3. Юго-Восточная ж.д. - 4 очка
4. Северо-Кавказская ж.д. - 3 очка
МАТЧИ ФИНАЛЬНОГО ЭТАПА
Восточно-Сибирская (1А) - Северная ж.д. (2D) - 2:0 (25:17; 25:13)
Красноярская (1D) - Московская ж.д. (2A) - 2:0 (25:17; 25:22)
Октябрьская (3A) - Юго-Восточная (3D) - 2:0 (25:15; 25:19)
Свердловская (4A) - Северо-Кавказская ж.д. (4D) - 1:2 (25:22; 15:25; 12:15)
Забайкальская (1В) - Дальневосточная ж.д. (2С) - 2:0 (25:12; 25:18)
Приволжская (1С) - Западно-Сибирская ж.д. (2В) - 0:2 (18:25; 17:25)
Калининградская (3В) - Южно-Уральская (3С) - 2:0 (28:26; 25:22)
Горьковская (4С) - Куйбышевская (4В) - 2:0 (25:15; 25:15)
1/2 - Восточно-Сибирская - Западно-Сибирская ж.д. - 0:2 (23:25; 21:25)
1/2 - Красноярская - Забайкальская ж.д. - 0:2 (19:25; 19:25)
Матч за 13-е место - Северо-Кавказская - Горьковская ж.д. - 0:2 (22:25; 19:25)
Матч за 15-е место - Свердловская - Куйбышевская ж.д. - 2:0 (25:17; 25:21)
Северная - Приволжская ж.д. - 1:2 (21:25; 25:16; 11:15)
Дальневосточная - Московская ж.д. - 0:2 (19:25; 21:25)
Матч за 9-е место - Октябрьская - Калининградская ж.д. - 1:2 (25:23; 23:25; 11:15)
Матч за 11-е место - Юго-Восточная - Южно-Уральская ж.д. - 1:2 (20:25; 25:17; 13:15)
Матч за 5-е место - Московская - Приволжская ж.д. - 0:2 (14:25; 13:25)
Матч за 7-е место - Дальневосточная - Северная ж.д. - 0:2 (22:25; 18:25)
Матч за 3-е место - Красноярская - Восточно-Сибирская ж.д. - 2:0 (25:14; 26:24)
Финал - Забайкальская - Западно-Сибирская ж.д. - 0:2 (21:25; 19:25)
ИТОГОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОМАНД:
1 место - Западно-Сибирская ж.д.
2 место - Забайкальская ж.д.
3 место - Красноярская ж.д.
4 место - Восточно-Сибирская ж.д.
5 место - Приволжская ж.д.
6 место - Московская ж.д.
7 место - Северная ж.д.
8 место - Дальневосточная ж.д.
9 место - Калининградская ж.д.
10 место - Октябрьская ж.д.
11 место - Южно-Уральская ж.д.
12 место - Юго-Восточная ж.д.
13 место - Горьковская ж.д.
14 место - Северо-Кавказская ж.д.
15 место - Свердловская ж.д.
16 место - Куйбышевская ж.д.