Исполнительный директор РФСО «Локомотив» Илья Вдовин в беседе с корреспондентом «СЭ» подвел итоги года и рассказал о перспективах любительского железнодорожного спорта .
- Кто самый интересный «железнодорожный» человек, с которым вас познакомила работа за последнее время?
- Товарищ с необычной фамилией Шелк. Рядовой работник Восточно-Сибирской железной дороги. Прекрасен он тем, что лучше всех среди российских железнодорожников играет в шахматы. На российские соревнования он приезжает в качестве тренера, а на международных выступает в составе нашей команды.
- Там тоже всех обыграл?
- Оттуда мы привезли бронзовые медали. Ими тоже гордимся - потому что у команд, которые победили, были не совсем реальные железнодорожники, а люди со спортивным прошлым. Мне так показалось. Зато у нас все было честно. Товарищем Шелком гордимся.
- Настаиваете, вижу, на определении «товарищ».
- Это посыл президента компании ОАО «РЖД» Владимира Ивановича Якунина - чтобы эффективно работать на железной дороге, должны быть не просто сослуживцы, а именно товарищи.
- Год назад вы мне говорили: важнейшая задача - избавиться от «подставных» людей на соревнованиях железнодорожников…
- Удалось!
- Не сталкивались с такими вообще?
- В этом году был один или два случая. Ситуации спорные: люди были когда-то профессиональными спортсменами, но уже лет пятнадцать реально работают на железной дороге. Но случаев, чтобы человека специально принимали на работу ради достижения спортивных результатов, больше нет.
- Железнодорожники оценили?
- Атмосфера стала совсем другая - люди едут на соревнования и знают, что все будет по-честному. Твой противник - такой же железнодорожник, а не мастер спорта. «Локомотив» - единственное общество, сохранившее в таком объеме любительский спорт. Хотя многим хотелось бы выставлять подставных работников и побеждать любой ценой. Но у нас есть возможность контролировать ситуацию.
- Это как же?
- У нас доступ к базе данных кадровой службы РЖД по любой дороге. Все проверяется за минуту, если человек вызывает подозрения.
- Чьи результаты упали после того, как вы стали отслеживать ситуацию с «подставными»?
- Эта практика в основном применялась на сибирских дорогах, Дальнего Востока… Там поддерживают и профессиональный спорт, и любительский. Им казалось, победить можно, чуть перемешав два направления. Профессионалы помогут любителям, а дорога получит свою медаль. Сейчас дошло - исключений не будет. Но самое интересное - дороги, которые прежде выезжали на «подснежниках», все равно остались в лидерах. Находят настоящих железнодорожников. На полигоне Западно-Сибирской дороги работают 64 тысячи человек. Есть из кого выбрать.
* * *
- Рабочая проблема, которая вас сейчас особенно тревожит?
- Увеличения финансирования по объективным причинам ждать не приходится - хотя все понимают, насколько нужен спорт. Но экономить начинают и на более важном. Надеемся, сохранится хотя бы то финансирование, которое было прежде. Чтобы не уронить класс соревнований.
- Год назад за первое место товарищи получали по 50 тысяч рублей…
- Так и осталось, думаю. Премиальные зависят от того, как к соревнованию относятся на конкретной дороге. Поощряется ли там работник.
- Сколько получил герой-шахматист?
- Скорее всего, тысяч тридцать домой довез. Где-то дарят подарки. Из России с международных соревнований люди всегда уезжают с атрибутикой. Мы, кстати, на своих соревнованиях отошли от типовых изделий, медали оформили специально под «Локомотив». Единая медаль для всех соревнований - и классная!
- Кто придумал?
- Мы вдохновились олимпийскими наградами. Чуть переформатировали под себя. Получилось здорово, люди удивляются.
- На них изображен паровоз?
- Наш логотип. Плюс узор красного и зеленого цветов. Сувенир и такая медаль - даже лучше, чем рубли в конверте. Подписали контракт, серьезная фирма выпускает для нас индивидуальную линейку экипировки. Единая форма для всех команд «Локомотива», кроме футбольного клуба. Встречаешь где-то на окраине России человека в фирменной кепке - сразу понимаешь: ага, наш…
- Какие за прошедший год самые живописные соревнования, которые вы увидели?
- Спартакиада детей работников железных дорог в Сочи. Провели ее во время майских праздников. Город ребят потряс, один сплошной восторг. Особенно у тех, кто приехал издалека. Церемония награждения проводилась между морем и железной дорогой. Сверху проезжали новенькие «Ласточки».
- Детей отправляли бесплатно?
- Абсолютно.
- Во сколько обошлось пребывание каждого?
- Меньше 20 тысяч рублей.
- Вы говорите, главное - чтобы на будущий год обществу «Локомотив» бюджет не урезали. Какой он был?
- На любительский спорт выделяется 250 рублей в год на одного работника. Вроде немного. Но если учесть, что работает у нас около 900 тысяч человек - сумма уже приличная. Больше 200 миллионов рублей.
- Годовой бюджет хоккейного «Металлурга» из Новокузнецка.
- Не может быть. Я работал в московском «Динамо», представляю деньги в профессиональном хоккее. Для скромного волейбольного клуба - да, 200 миллионов на год хватит. Или баскетбольного аутсайдера.
- Вам 200 миллионов хватает?
- Это выделяется только на соревнования для работников. Есть еще 300 рублей в год компенсации каждому сотруднику затрат на физкультуру. Но так как занимаются не все, по факту компенсации для каждого получается от 5 до 20 тысяч рублей. Плюс профсоюз тратит порядка 200 миллионов рублей в год на соревнования.
- Сравнимо с компенсацией для Кучука, например.
- Вот это меня удручает - больно видеть, какие деньги брошены на футбол. Бизнеса больше, чем спорта. Я работал десять лет назад в хоккейном «Динамо» - вижу, во сколько раз выросли бюджеты. Но если в КХЛ еще можно говорить о прогрессе вида спорта и лиги, то в футболе все очень спорно.
* * *
- Кроме детской Спартакиады есть поводы для гордости?
- Порадовали наши железнодорожники на международных соревнованиях. Начали год триумфально - во французском городе Бриансон забрали все медали на соревнованиях по лыжным гонкам. Высокогорье, сложные для нас условия. Сами французы заехали раньше, на сбор. Они честолюбивые ребята, потом очень переживали… Порадовало участие в марафоне МССЖ в немецком Фюрте. Условия шикарные. Поддержка на самом высоком уровне, председатель правления немецких железных дорог приезжал пожать руки победителям, среди которых было много наших. Сезон показал: в традиционных видах можем честно достигать высших результатов.
- Сами в каком-либо соревновании не хотели поучаствовать как представитель общества?
- В команде участвовать точно не буду - пусть лучше простой железнодорожник съездит. Но вы мне подсказали идею. В следующем году проводим чемпионат МССЖ по футболу в Сочи, устроим гала-матч среди руководителей делегаций. Вот в нем и поучаствую.
* * *
- Что хотели сделать в этом году, но не потянули?
- Самая сложная наша задача - управление объектами спорта ОАО «РЖД». Стадионы, спортзалы.
- Сколько у вас таких?
- На балансе РЖД около 120. Разбили на три группы по перспективности для РЖД и целесообразности сохранения. От чего-то отказались, передали муниципалитетам. РЖД не может и не должно брать на себя государственные функции по содержанию объектов спорта. Что-то значимое для работников берем в управление. Три таких уже привели в порядок.
- Так что ж не потянули?
- Хотелось бы больше динамики. Но мы пытаемся переплести социальную и бизнес-составляющие. Сегодня все-таки люди от спорта чаще отказываются, чем начинают осваивать что-то новое. Сложно работать.
- Вы старые стадионы очищаете от бурьяна, реставрируете и запускаете народ?
- Мы даже говорим не о стадионах, а о чем-то более компактном. Спортзалах. Превращаем в современные фитнес-клубы. Траты не такие большие.
- Народ любит цифры. Так сколько?
- Ремонт и переоснащение таких объектов - от 5 до 8 миллионов рублей на каждый. Что получается на выходе - посмотрите на примере поселка Бекасово. Там объект нужен прежде всего железнодорожникам. Еще два объекта - в Череповце и Челябинске. Получилось отлично.
- Вы бываете на совещаниях у Якунина. Наверняка там постоянно кто-то забрасывает идеи вообще отказаться от «непрофильного» вроде бы спорта…
- Бывает такое! Подобные вопросы традиционно поднимаются представителями финансового и экономического блоков. У каждого своя работа. У них - с деньгами. У нас - с людьми. В чем-то мы идем навстречу.
- Например?
- Переход с бесплатных объектов для всех железнодорожников к системе компенсации абонементов. Потому что на бесплатном объекте невозможно говорить о каком-то учете. Понятно, что нам ни к чему профессиональный футбольный стадион с трибунами на 10 тысяч человек, как в Красноярске или Ростове-на-Дону.
- Продаете? Или отдаете так?
- Каждый случай - индивидуальный. Как правило, продажа по балансовой стоимости администрации города. У нас государственная компания, и передается это государству. Сами не имеем возможности вкладывать в старые стадионы десятки миллионов рублей, приводя их в порядок.
- Какая ваша идея в РЖД была забракована?
- Не забракована, но буксует. Не все понимают, что общество «Локомотив» является спортивным оператором для всех предприятий холдинга.
- То есть вы - главные по железнодорожному спорту?
- Да. Проблема в том, что при реформе из РЖД выделился ряд дочерних обществ. С формальной точки зрения многие уже не являются работниками РЖД. А мы через спорт призваны объединять всех железнодорожников. У ряда дочерних обществ есть сложности с пониманием этого.
- В чем выражается?
- «Есть решение РЖД? А мы - самостоятельные! Не хотим общее соревнование, хотим свое!» Могут не прислать команду. Но так как решение руководства есть, все это лишь вопрос времени. Где-то организовалась компания недавно - у людей пока нет представления, как должен быть организован спорт. А кто-то слишком сильно осознает степень свободы.
* * *
- Как дела у пляжного футбольного «Локомотива»?
- Играют! Команда по-прежнему базовая для сборной. В этом году испытали непривычное для нас состояние - не получили золотые медали. «Локомотив» был первым большим спортивным брендом, который пришел в пляжный футбол. Потом подтянулись «Динамо», «Спартак», ЦСКА… От телевизионщиков слышу, что рейтинги пляжного футбола дотягивают до уровня матчей чемпионата России. А спорт в десятки раз бюджетнее.
- Игроков у вас растаскивают, как и прежде?
- Рынок сформировался. Наша позиция аккуратная - чтобы пляжный футбол не пошел по пути большого, не началась гонка бюджетов. Хотим сохранить здравый смысл.
- С Якуниным общаетесь регулярно?
- Раз в несколько месяцев. Стараюсь не обременять проблемами. У нас достаточно возможностей на уровне вице-президента для решения большинства вопросов.
- Если надо будет срочно на будущей неделе встретиться с Якуниным, встреча состоится?
- Наверное. Хотя должны встретиться на этой.
- В чем-то пришлось его убеждать?
- Как раз в том, о чем я говорил. Мы должны остаться единым спортивным оператором для всех. Когда я пришел в «Локомотив», реформа отрасли была в разгаре. Перед нами был уходящий вагон, в который удалось запрыгнуть благодаря как раз поддержке Владимира Ивановича. На его уровне все решения по распределению ролей приняты.
- В международном союзе вы остались вице-президентом?
- Да, нас переизбрали в полном составе. Мы, не превратив союз в коммерческую организацию, сохранили человеческое братство железнодорожников.
- Вы приезжаете в российские города. Все стараются большого начальника хорошо принять. Кому это особенно удалось в смысле культурной программы?
- Красноярску!
- Чем удивили?
- Музеем общества «Локомотив». Он удивительный - потому что есть увлеченная женщина, которая занимается этим делом. Еще лет 20 поработает - если ей не мешать. Расположен музей на переданном городу стадионе «Локомотив». В связи с чем сейчас возникает немало разговоров о будущем музея. Хотя он классный. Экспонаты - от эскизов формы самой первой олимпийской команды СССР до тех, которые привезли из Сочи.
- У вас есть возможность неформально обратиться ко всем железнодорожникам страны. Скажите им что-нибудь, пообещайте…
- Быстрее, выше, сильнее - во всем. Это пожелание, а где-то и требование. Отраслевой спорт мы удержать смогли. Хуже не будет. Вот это я обещаю.