На селекторном совещании по итогам работы в ноябре 2019 года генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров вручил Орден Дружбы заместителю директора лыжной базы на станции Барнаул Валерию Кошкину. Именитый спортсмен неоднократно защищал честь России и ОАО «РЖД» на лыжных соревнованиях разного уровня, неизменно привозя награды. Одних золотых медалей мировых первенств у него 22.
– Валерий Васильевич, вы с восьми лет занимаетесь лыжным спортом. Почему именно лыжи?
– А у меня особого выбора-то не было. Я же родом из села Тогул Алтайского края. В школе была только лыжная секция, вот и занимался всё свободное время. Потом, когда по направлению от совхоза поехал учиться в Барнаульский сельскохозяйственный институт, стал выступать на студенческих соревнованиях. Побеждал на чемпионатах России среди сельскохозяйственных вузов. Я учился на экономиста, но когда получил диплом, мне предложили спортивную работу в институте. Повышал свой уровень: на всесоюзных соревнованиях в городе Ханты-Мансийске в 1984 году выполнил норматив мастера спорта СССР.
– А когда вы пришли на железную дорогу?
– В 1990 году я стал тренером-преподавателем детско-юношеской спортивной школы «Экспресс» спортклуба «Локомотив». Потом были должности в других структурах дороги – командир отделения стрелков ведомственной охраны, электромеханик СЦБ, ведущий инженер Алтайской региональной дирекции пассажирских обустройств. Теперь работаю в дирекции социальной сферы железной дороги. Совмещаю служебные обязанности со спортивной работой.
– Вам не раз доводилось выступать в турнирах за границей. Что наиболее запомнилось?
– Моё первое зарубежное выступление состоялось в 1994 году, когда я выступал на Балканских играх в составе сборной России. Выиграл «золото» в командной эстафете и личную «бронзу», почувствовал уверенность в своих силах, чтобы и дальше выступать на международных состязаниях. В том же году поехал на чемпионат мира среди ветеранов в канадском городе Кенмор. Вот тут уж я никому из соперников шанса не оставил – забрал весь комплект «золотых» наград, все четыре медали. Действующий чемпион мира и претенденты были тогда сильно обескуражены. Да и партнёры по команде недоумевали, хотя, конечно, радовались за меня, поздравляли. Было приятно.
– Затем вы стали выступать на чемпионатах мира среди железнодорожников…
– В 1998 году я в составе сборной МПС поехал на турнир в Чехию. Там результат у меня был скромнее – «серебро» в эстафете. Зато мы взяли «золото» в общекомандном зачёте. Как самые сложные, вспоминаю выступления в австрийском городе Зеефельде в 2003 году. Я тогда пообещал начальнику железной дороги привезти «золото» с чемпионата. И вот выступаем в эстафете четыре по десять километров. Иду первым, прохожу свой этап быстрее всех, даю товарищам по команде шанс. Но итальянцы нас тогда переиграли, и нам пришлось довольствоваться «серебром». Наверное, это повлияло и на моё выступление в марафоне для ветеранов на 45 километров. Старался там изо всех сил, но пришёл вторым.
А вот на тридцатикилометровой дистанции классическим стилем и в десятикилометровом спринте я выступил на отлично – два «золота». Так что слово своё сдержал.
– Валерий Васильевич, есть в вашей медальной коллекции и особые награды, с Паралимпийских игр. Расскажите, как вы их заслужили?
– В программе паралимпийцев есть такой вид спорта – лыжные гонки среди слабовидящих спортсменов. Там такая система – впереди спортсмена-паралимпийца идёт лидер, который должен задавать темп и контролировать состояние подопечного, подавая голосом команды. Для такого человека требуются не только отменные физические данные, чтобы он не замедлял скорость ведомого, а наоборот, стимулировал его двигаться быстрее. А ещё важно внимание и своевременная реакция – предупредить о повороте, кочке, спуске, то есть быть своеобразными «глазами» паралимпийца. Это непросто, но нам со спортсменкой Татьяной Ильюченко удалось в 2006 году в Турине выиграть командное «золото» в эстафете, а в личном зачёте – два «серебра» и «бронзу». Ещё одну бронзовую награду мы добыли в 2010 году в Ванкувере.
– Вы упоминали о том, что на железной дороге начинали с тренерской работы. Помимо личных результатов, у вас уже есть тренерские успехи?
– В 2012 году на чемпионате ОАО «РЖД» по лыжным гонкам выступала команда ЗСЖД, которую подготовили мы с тренером Валерием Губко. Тогда, впервые в истории отраслевого состязания, в нём приняли участие и дети работников компании. Нам пришлось готовить к выступлениям взрослых и ребят в возрасте от 10 до 14 лет. Они взяли второе место, уступив свердловчанам. И это только один пример. А вообще-то я теперь не только заслуженный мастер спорта РФ, но и заслуженный тренер РФ.
– И вы готовите команды не только для внутрисетевых соревнований, но и на международные турниры?
– Я тренировал спортсменов для выступлений на чемпионате Международного спортивного союза железнодорожников по лыжным гонкам во Франции в 2014 году. И тогда ремонтировщик лыжной базы «Локомотив» на станции Барнаул Роман Клочков и монтёр пути ПМС-177 Роман Чернусь стали победителями состязаний.
– Скажите, а трудно ли научить хорошо бегать на лыжах?
– Уже по технике передвижения можно сказать – есть ли потенциал или нет. Моё мнение, если человек изначально освоил классический стиль, он сможет показать результат на соревнованиях.
– Валерий Васильевич, я намеренно не стал вас расспрашивать об успешных выступлениях за нашу железную дорогу и Алтайский регион магистрали, иначе разговор был бы долгий. Но меня удивило то, что на сетевых соревнованиях вы выступали не только в лыжных гонках.
– Было дело. На спартакиаде ветеранов-работников железнодорожного транспорта в Калининграде в 2012 году мне пришлось выступать в эстафете по плаванию. Плаваю я не очень, но благодаря сильным партнёрам мы выступили успешно, и команда Западно-Сибирской магистрали победила. А спустя два года там же, в Калининграде, я, выступая за сборную дороги, играл в волейбол. Мы тогда по игре взяли «бронзу», но в целом одержали итоговую командную победу на Cпартакиаде.
– То есть занятия каким-то другим видом, кроме лыжного спорта, вы для себя не представляете?
– Волейбол нравится, но для меня он лыжным гонкам не замена. Я, когда ещё за институт выступал, участвовал и в соревнованиях по биатлону, более «близкому по духу» к лыжным гонкам. Но и там ставку больше делал на скорость, чем на стрельбу. Стрелял, как получится, быстро пробегал штрафные круги и приходил к финишу первым.
– Признайтесь, делаете ли вы зарядку по утрам? Как часто тренируетесь, и как выглядят ваши тренировки?
– Раньше, когда активно занимался спортом, зарядку делал обязательно, при этом обращая внимание на растяжку. В атлетический зал не ходил. Пытался как-то позаниматься с весом – мышцы «забились», результаты ухудшились, бросил. Лучшая тренировка для лыжника, на мой взгляд, – это бег на лыжах. Тут и динамика отрабатывается, и дыхание тренируется, и учишься силы рассчитывать. А так… Перед гонками старался не есть жирного, чтобы не перегружать печень. Ну и обязательно нужны организму витамины.
– Скажите, а что вы делали летом? Как поддерживали спортивную форму?
– Для этого есть лыжероллеры. Это такие небольшие лыжи на роликах. Тренировался на них.
– За заслуги в спорте, помимо почётных званий, вы награждены медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней. Отдавая дань уважения, вам, как заслуженному спортсмену Барнаула, доверили нести Олимпийский огонь по улицам города. Что для вас лыжный спорт – способ самоутверждения, возможность доказать себе и другим что-то или просто образ жизни?
– Скорее всего, образ жизни, ведь я отдал лыжам свыше сорока лет. Я им за многое благодарен. Это здоровье и отдых, радость побед и закалка характера. Лыжи всегда были со мной – в школе, в институте, на работе. Да и сейчас они у меня в углу не пылятся.