Компания взяла курс на популяризацию здорового образа жизни. С недавнего времени на предприятиях стали появляться физкультурно-спортивные клубы. Какова их социальная роль, какие бонусы предусмотрены для членов и в каком направлении они будут развиваться, мы узнали у главы спортивного движения магистрали.
Интервью с Мариной Шуляковой, руководитель Челябинского обособленного подразделения РФСО «Локомотив»
– Марина Анатольевна, поясните, что такое физкультурно-спортивные клубы?
– В конце прошлого года было подписано соглашение о совместных действиях по организации спортивно-массовой работы Роспрофжел и РФСО «Локомотив». Поводом стал указ Президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» по увеличению доли граждан, ведущих здоровый образ жизни и систематически занимающихся физической культурой и спортом. В итоге в РЖД также было решено объединить усилия для увеличения количества активных работников, а также для повышения качества проводимых мероприятий. Один из документов касается внедрения новых форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Ими как раз должны стать физкультурно-спортивные клубы (ФСК). По факту это первичное звено физкультурного движения. Конечно, абсолютно новой формой их назвать нельзя – подобные организации активно развивались и процветали в советское время. Сейчас они переживают второе рождение и позволят максимально привлечь работников к систематическим занятиям.
– Соглашение заключено между двумя сторонами: Роспрофжел и РФСО «Локомотив». Какова роль каждой?
– Мы работаем в очень тесном взаимодействии с профсоюзом. Совместно проводим спортивно-массовые мероприятия на железнодорожных узлах, региональном и дорожном уровнях, изготавливаем материалы для пропаганды здорового образа жизни и передаём их для размещения в первичках. В процессе создания клубов на предприятиях деятельность нашего подразделения носит больше информационный характер. Во время дорожных соревнований отмечаем активных железнодорожников, ведём статистику. И после уже предметно можем сказать, где необходимо создать физкультурно-спортивные клубы. Кроме того, наша задача заключается в разработке долгосрочных календарных планов проведения спортивно-массовых мероприятий.
– На селекторном совещании с председателем правления РФСО «Локомотив» Юрием Нагорных вы выступили с предложением внести мероприятия, которые проходят внутри предприятий, в общий календарный план. Для чего это необходимо?
– В плане появятся мероприятия ниже дорожного и узлового уровня. Часто железнодорожные организации планируют турниры, ориентируясь на собственное удобство и возможности. Проводить состязания без привлечения специалистов неправильно, это может привести к травмам. В конечном счёте предприятия всё равно обращаются за помощью к нам. Поэтому не исключены накладки организационного характера – стадион занят, специалисты и судьи задействованы на других стартах… Чтобы мы смогли провести мероприятие, которое утвердили в первичках, его нужно внести в общий план. Организация грамотного планирования и чёткой структуры – подход, который поможет нам работать эффективнее.
– Как клубы будут обеспечены в плане ресурсов и финансирования?
– Здесь появляется ещё одна сторона – работодатель. На его плечи ложится роль по созданию условий для работников и предоставления в пользование клубу отремонтированных помещений для занятий физической культурой и спортом, оборудованных спортивным инвентарём. Также предполагается, что работодатель ответственен за поощрение наиболее активных членов физкультурно-спортивных клубов. По сути, компания берёт на себя расходы по созданию клубов. Опять же для РФСО «Локомотив» вопрос финансирования остаётся открытым. Неясно, из какого источника мы должны обеспечивать прописанные в соглашении ежегодные материальные поощрения активных членов ФСК, атрибутику для оснащения спортивных залов в едином стиле, приобретение инвентаря… Эти вопросы находятся в стадии проработки.
– А как, к примеру, быть с ведомственным стадионом? Если люди разойдутся по предприятиям, спортивный объект останется без клиентов…
– Нужно понимать, что на стадионе с тобой работают в первую очередь специалисты. Мы приходим туда получить услуги квалифицированного инструктора или тренера. Кроме того, игровые залы и поля не останутся без посетителей.
– Сейчас на дороге действует 15 клубов и ещё 14 планируется создать. Получается, работники в самом деле заинтересованы в реализации инициативы?
– Это действительно так. Перед тем как приступить к работе, специалисты ДЦОМП провели анкетирование. Опрос показал, что на ЮУЖД люди понимают, зачем нужны физкультура и спорт, и хотят заниматься. Основная причина – сохранить и укрепить здоровье. Кроме того, 38% работников изъявили желание посещать ФСК несколько раз в неделю, 31% – несколько раз в месяц, остальные – время от времени. Предпочитаемые виды спорта распределились следующим образом: силовая атлетика – 45%, фитнес – 23%, волейбол – 19%, мини-футбол – 14%, остальные – шахматы, баскетбол, хоккей, бег и другие. В целом, стоит отметить, что 79% респондентов положительно отнеслись к возможности заниматься спортом на территории их предприятий.
– В коллективном договоре предусмотрен пункт компенсации расходов на занятия физической культурой и спортом. Может быть, у создания клубов ещё одна цель – исключить эту статью из документа?
– Ни в коем случае. Абонементы покрывают виды спорта, которые у нас не обеспечены материальной базой, к примеру, плавание, и будут также востребованы. Назревает встречный вопрос: почему тогда нельзя создать единый клуб на стадионе «Локомотив»? Потому что это всё-таки коммерческая организация. Чтобы держаться на плаву, он должен зарабатывать. Цель создания ФСК – сделать занятия физкультурой массовыми и доступными.
– Появится ли возможность у членов клубов войти в состав сборных команд по видам спорта?
– Традиционно на региональных и узловых мероприятиях принимают участие сильнейшие спортсмены от каждого предприятия. Надеемся, именно клубы помогут выявить достойных людей для формирования команд. У активистов появится больше возможностей попасть в сборную магистрали. К сожалению, сейчас мы сталкиваемся с тем, что работник-спортсмен не заявляет о себе, игнорирует участие в соревнованиях ППО. Первички заявляют на старты тех, кто постоянно активен. Состав команды почти не обновляется. Ещё один вопрос – неправильное отношение самих людей к отраслевому спорту и пониманию его ценностей. Часто видим подход потребителей: а что мне за это будет? Красивая экипировка, инвентарь, путёвка на отдых? В спорте, прежде всего, нужно искать возможности для самореализации, роста и развития. Он требует отдачи и усердного труда. Остальные блага – сопутствующие.