Они заставляют зрителей восхищенно ахать, а судей – ставить высшие баллы. Они – гордость нашей страны, настоящие «золотые рыбки», постоянные поставщики наград высшей пробы на самых важных международных турнирах.
Они – это девчонки, отдавшие жизнь одному из самых красивых, эстетичных и, вместе с тем, труднейших видов спорта – синхронному плаванию. Чтобы добиться в нем успеха, приходится фактически превратиться в русалку и чуть ли не половину жизни провести в бассейне. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться поближе с одной из них – 17-летним мастером спорта, членом молодежной сборной России по синхронному плаванию Варварой Креопаловой. В этом году она выступила уже на двух очень серьезных турнирах – чемпионате России и Кубке Европы. И оба раза добилась успеха в составе команды. Напомним, что Креопалова тренируется в спортивной школе МГФСО «Центр по синхронному плаванию М. Киселевой», которому РФСО «Локомотив» выделило грант, непосредственно под руководством трехкратной олимпийской чемпионки Марии Киселевой.
«НА ВТОРОМ МЕСТЕ ОКАЗАЛИСЬ ИЗ-ЗА ПОЛИТИКИ»
- Я считаю, что мы выступили очень хорошо, начинает свой рассказ Варя. – На чемпионате России впервые показали свою программу. И она всем понравилась, заняли первое место! Главное, что тренеры нас похвалили. Дальше был Кубок Европы в Италии. И там мы тоже выступали здорово. Но из-за каких-то политических взглядов нас не поставили на первое место. Его заняла сборная Италии.
- Если можно, вот тут поподробнее. Это что за политические взгляды такие, которые вмешиваются в места на пьедестале?
- Сборная Италии, как хозяйка турнира, выступала своим старшим составом. Тем, который у них ездил на Олимпиаду. А у всех остальных стран составы были юниорские, как и у нас. Поэтому нас там на первое место никак поставить не могли.
- А если оценивать ваше выступление беспристрастно? Без оглядок на возраст и хозяев турнира, по чистому мастерству?
- Наши тренеры говорят, что мы были на голову выше. Да мы и сами считаем, что наша программа лучше. Это видно даже невооруженным глазом.
- Несправедливо! И часто в синхронном плавании вам приходится такое отношение терпеть?
- Случается… Тут только так! Ну а в целом, я считаю, что мы на обоих турнирах выступили отлично.
«НАС С ДЕТСТВА УЧАТ СЧИТАТЬ МУЗЫКУ»
- Что вам самой ближе – дуэт или группа, где вы и завоевывали медали в этом году?
- Лично для меня – группа. Я с самого начала именно в группе больше тренировалась. Уже и привыкла, наверное.
- Поясните, пожалуйста, чем отличаются разные виды синхронного плавания? И какой из них, на ваш взгляд, самый сложный?
- Все очень сложно! И в каждом виде программы надо проявлять определенные качества. К примеру, в соло надо вкладываться в артистизм. И вообще показывать себя, раз доверили соло – ты лучшая. В дуэте надо на сто процентов чувствовать партнершу. Вы вплоть до одинакового положения пальцев должны в воде стоять. Схожесть должна быть идеальной. И эмоции тоже надо показывать. В группе, пожалуй, все же сложнее всего. Ведь там нас восемь человек. И все должны работать синхронно. Поэтому вся программа проходит в максимальном напряжении. Негде отдохнуть. А вот комбинированная программа уже полегче – там есть, где дух перевести.
- Меня всегда поражало – как восемь человек в воде добиваются полной идентичности движений? Следите краем глаза друг за другом или на тренировках отрабатываете программу до полного автоматизма?
- Главное тут – музыка. Нам специально выбирают такую, которая хорошо просчитывается. Поэтому все на счет. Ну и, конечно, прогоны, прогоны, прогоны… Там все делаем без очков и краем глаза друг за другом смотрим.
- Получается, что в вашем виде спорта необходимо иметь идеальное чувство ритма и хороший музыкальный слух?
- Разумеется! У нас вот еще детишки маленькие, которые только начинают заниматься… Они еще читать не умеют! Но уже ходят на специальные курсы, где их учат просчитывать музыку. Это очень важная часть нашей подготовки.
- Не могу не спросить – как вы относитесь к миксту в синхронном плавании? Соревнованиям, где выступают и парни, и девушки?
- Скажу сугубо мое мнение – мне этот вид программы не нравится. Я считаю, что синхронное плавание – чисто женский вид спорта. И мужчины в нем попросту не смотрятся.
ДЕВЯТЬ ЧАСОВ В ДЕНЬ В БАССЕЙНЕ
- Впереди у вас в этом году еще один очень ответственный турнир – Первенство Европы в Белграде. Расскажите, как идет подготовка к нему.
- После майского Кубка Европы мы немного отдохнули, был восстановительный период. А сейчас потихоньку подходим к пику формы. Соревновательная программа на Европе более обширная. Потому что там еще и обязательная программа. Надо показать фигуры, которые пойдут в личный зачет. Поэтому с утра мы работаем над групповыми выступлениями, а вечером – над индивидуальными с личным тренером. Подготовка, в общем, идет полным ходом.
- Получается, две тренировки в день. Насколько они продолжительные?
- Утром у нас с восьми до девяти зал. А потом с девяти до часу или до двух первая вода.
- Четыре, а то и пять часов не вылезаете из бассейна?!
- Как пойдет. Если все хорошо получается, то до часу. Ну а если не очень – до двух. Потом небольшой отдых. И в 15.30 мы выходим на вторую воду, уже без зала… И тренируемся там до восьми вечера.
- То есть до девяти с половиной часов вы каждый день проводите в воде? Если откинуть время на сон, то это больше, чем на суше. Так, действительно, в русалку недолго превратиться…
- Вот так, живем в воде. А за кожей ухаживаем – чтоб не сохла.
- С 2016 года вы стали тренироваться под руководством Марии Киселевой. С чем это связано?
- У моего первого тренера сейчас в обучении очень много маленьких детей, которым тоже надо много времени уделять. Поэтому меня решили отдать Марии Александровне, у которой тренируется более старшая группа. Она нас и готовит к турнирам сейчас.
«В СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ ПРИШЛА ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ»
- Вы вот сами рассказали, что дети сейчас начинают заниматься синхронным плаванием с самого раннего возраста…
- Да, с трех-четырех лет.
- Но ведь у вас лично совсем другая история. Вы пришли в этот вид спорта, когда вам было уже 11. И все равно преуспели! Как так вышло?
- Скажу честно, в детстве ни я, ни мои родители не думали о синхронном плавании. Меня отдали в секцию художественной гимнастики. И я занималась ей с четырех до 11 лет. Потом решила ее бросить. Моя мама как раз в это время стала тренером в зале по синхронному плаванию. Я начала ходить на ее занятия. Просто, чтобы поддерживать форму. А потом мне понравилось. И, мало того, я тоже приглянулась своему будущему первому тренеру. Вот так потихоньку и начала заниматься. И у меня стало получаться!
- Занятия художественной гимнастикой пригодились?
- Да. Подготовка в зале у меня была хорошая. И музыку считать я хорошо умела. Поэтому где-то мне было, конечно, тяжелее. Но в некоторых моментах, наоборот, даже легче, чем другим девчонкам.
- А плавать в тот момент умели?
- Нет! Пришлось научиться. Я даже специально дополнительно тренировалась. Но желание было огромное. Я тогда просто «загорелась» синхронным плаванием.
- Чем оно так лучше той же художественной гимнастики? Ведь оба эти вида спорта очень женственные и красивые.
- Не знаю, но вот зацепило.
«ПАПА ДО СИХ ПОР УЧИТ МЕНЯ БОКСУ»
- Как родители отнеслись к вашим творческим поискам в спорте?
- Мама меня ругала за то, что я гимнастику бросила. Говорила, что в синхронном плавании мне уже ничего не добиться, что это будет безумно тяжело. А вот папа, наоборот, поддерживал – был уверен, что у меня все получится, и подбадривал.
- То есть это было в первую очередь ваше решение?
- Абсолютно. Родители на него никак не влияли. Я свой путь выбрала сама.
- А как у ваших родителей складывались отношения со спортом?
- Мама занималась фигурным катанием. А папа – боксом.
- Понимаю, почему вас не отдали в бокс. Хотя в наше время девушки уже и ринг освоили. Но вот как дочка фигуристки не попала в секцию по фигурному катанию – не понимаю.
- Я и коньками занималась. Но только один день! Мне это сразу не понравилось. И никто меня не заставлял.
- Что конкретно не понравилось – холод или на лед неудачно плюхнулись?
- Если, честно, это было так давно, что я сама вообще ничего не помню. Мне мама рассказала, что опыт такой все же был. Но очень короткий.
- А что вы взяли от отца-боксера?
- Кое-каким навыкам самообороны папа меня научил. И до сих пор учит! Так что постоять за себя могу. Удар он мне поставил.
«В 17 ЛЕТ НАЧИНАЕТСЯ ЖЕСТКИЙ ОТБОР»
- Напоследок, хотел бы поднять еще одну тему. Мне всегда казалось, что синхронное плавание – очень трудный вид спорта. И особенно – в психологическом плане. Потому что у нас в нем очень крепкие «золотые» традиции. И на каждом турнире от вас ждут только первых мест. Это морально сильно давит?
- Конечно, сложно. Но, если уж тебя отобрали в сборную, ты не должен подвести свою страну. Должен все надежды оправдать. Понятно, что это нелегко. А с другой стороны, тем более надо постоянно идти вперед и доказывать, что мы лучшие.
- Но ведь почти у всех спортсменов есть предстартовый мандраж. И от него никуда не деться. Как вы с ним справляетесь?
- Целиком настраиваюсь на программу. Вот у меня есть четыре с половиной минуты. И я должна их отработать так, как хочет тренер. На самом деле главное, чтобы не мне, а наставнику все понравилось.
- В ночь перед соревнованиями спите спокойно?
- Спокойно я сплю только после соревнований. А перед ними еще за месяц до начала начинаю спать беспокойно.
- У вас есть мечта в спорте?
- Олимпийское золото. Это самая высокая награда. И я готова ради этого работать. На ближайшие Игры попасть, наверное, уже не получится. А вот на следующие… Хотелось бы! Но для начала надо в старшую сборную попасть.
- Как это обычно происходит?
- Мы выступаем в составе молодежной команды. А потом Татьяна Николаевна Покровская (главный тренер сборной России по синхронному плаванию – прим. ред.) приглашает к себе на сборы девочек, которые ей понравились. И по итогам этих сборов она уже смотрит, кого оставить.
- Трудный этап отбора…
- Да уж. Но синхронное плавание вообще тяжелый вид спорта. Ведь и во взрослую сборную ты поначалу попадаешь просто кандидатом. А поставить в группу на соревнования тебя могут только через полгода или даже через год. До этого ты – запасной, которому надо очень хорошо работать, чтобы на себя внимание обратить.
Для нас 17-18 лет – самый переломный возраст. Те, кто не попадает в молодежную команду, просто уходят из спорта. Но и из «молодежки» в основной состав пробивается всего процентов двадцать. Очень жесткий отбор. Так что я не загадываю. Но очень постараюсь сделать все, чтобы моя мечта сбылась!