«Быстрее, выше сильнее -- не пожелание, а требование»

Спорт-экспресс, 23 декабря 2014 года
Юрий Голышак
«Быстрее, выше сильнее -- не пожелание, а требование»

Исполнительный директор РФСО «Локомотив» Илья Вдовин в беседе с корреспондентом «СЭ» подвел итоги года и рассказал о перспективах любительского железнодорожного спорта .

- Кто самый интересный «железнодорожный» человек, с которым вас познакомила работа за последнее время?
- Товарищ с необычной фамилией Шелк. Рядовой работник Восточно-Сибирской железной дороги. Прекрасен он тем, что лучше всех среди российских железнодорожников играет в шахматы. На российские соревнования он приезжает в качестве тренера, а на международных выступает в составе нашей команды.

- Там тоже всех обыграл?
- Оттуда мы привезли бронзовые медали. Ими тоже гордимся - потому что у команд, которые победили, были не совсем реальные железнодорожники, а люди со спортивным прошлым. Мне так показалось. Зато у нас все было честно. Товарищем Шелком гордимся.

- Настаиваете, вижу, на определении «товарищ».
- Это посыл президента компании ОАО «РЖД» Владимира Ивановича Якунина - чтобы эффективно работать на железной дороге, должны быть не просто сослуживцы, а именно товарищи.

- Год назад вы мне говорили: важнейшая задача - избавиться от «подставных» людей на соревнованиях железнодорожников…
- Удалось!

- Не сталкивались с такими вообще?
- В этом году был один или два случая. Ситуации спорные: люди были когда-то профессиональными спортсменами, но уже лет пятнадцать реально работают на железной дороге. Но случаев, чтобы человека специально принимали на работу ради достижения спортивных результатов, больше нет.

- Железнодорожники оценили?
- Атмосфера стала совсем другая - люди едут на соревнования и знают, что все будет по-честному. Твой противник - такой же железнодорожник, а не мастер спорта. «Локомотив» - единственное общество, сохранившее в таком объеме любительский спорт. Хотя многим хотелось бы выставлять подставных работников и побеждать любой ценой. Но у нас есть возможность контролировать ситуацию.

- Это как же?
- У нас доступ к базе данных кадровой службы РЖД по любой дороге. Все проверяется за минуту, если человек вызывает подозрения.

- Чьи результаты упали после того, как вы стали отслеживать ситуацию с «подставными»?

- Эта практика в основном применялась на сибирских дорогах, Дальнего Востока… Там поддерживают и профессиональный спорт, и любительский. Им казалось, победить можно, чуть перемешав два направления. Профессионалы помогут любителям, а дорога получит свою медаль. Сейчас дошло - исключений не будет. Но самое интересное - дороги, которые прежде выезжали на «подснежниках», все равно остались в лидерах. Находят настоящих железнодорожников. На полигоне Западно-Сибирской дороги работают 64 тысячи человек. Есть из кого выбрать.

* * *
- Рабочая проблема, которая вас сейчас особенно тревожит?
- Увеличения финансирования по объективным причинам ждать не приходится - хотя все понимают, насколько нужен спорт. Но экономить начинают и на более важном. Надеемся, сохранится хотя бы то финансирование, которое было прежде. Чтобы не уронить класс соревнований.

- Год назад за первое место товарищи получали по 50 тысяч рублей…
- Так и осталось, думаю. Премиальные зависят от того, как к соревнованию относятся на конкретной дороге. Поощряется ли там работник.

- Сколько получил герой-шахматист?

- Скорее всего, тысяч тридцать домой довез. Где-то дарят подарки. Из России с международных соревнований люди всегда уезжают с атрибутикой. Мы, кстати, на своих соревнованиях отошли от типовых изделий, медали оформили специально под «Локомотив». Единая медаль для всех соревнований - и классная!

- Кто придумал?

- Мы вдохновились олимпийскими наградами. Чуть переформатировали под себя. Получилось здорово, люди удивляются.

- На них изображен паровоз?

- Наш логотип. Плюс узор красного и зеленого цветов. Сувенир и такая медаль - даже лучше, чем рубли в конверте. Подписали контракт, серьезная фирма выпускает для нас индивидуальную линейку экипировки. Единая форма для всех команд «Локомотива», кроме футбольного клуба. Встречаешь где-то на окраине России человека в фирменной кепке - сразу понимаешь: ага, наш…

- Какие за прошедший год самые живописные соревнования, которые вы увидели?

- Спартакиада детей работников железных дорог в Сочи. Провели ее во время майских праздников. Город ребят потряс, один сплошной восторг. Особенно у тех, кто приехал издалека. Церемония награждения проводилась между морем и железной дорогой. Сверху проезжали новенькие «Ласточки».

- Детей отправляли бесплатно?
- Абсолютно.

- Во сколько обошлось пребывание каждого?
- Меньше 20 тысяч рублей.

- Вы говорите, главное - чтобы на будущий год обществу «Локомотив» бюджет не урезали. Какой он был?
- На любительский спорт выделяется 250 рублей в год на одного работника. Вроде немного. Но если учесть, что работает у нас около 900 тысяч человек - сумма уже приличная. Больше 200 миллионов рублей.

- Годовой бюджет хоккейного «Металлурга» из Новокузнецка.
- Не может быть. Я работал в московском «Динамо», представляю деньги в профессиональном хоккее. Для скромного волейбольного клуба - да, 200 миллионов на год хватит. Или баскетбольного аутсайдера.

- Вам 200 миллионов хватает?

- Это выделяется только на соревнования для работников. Есть еще 300 рублей в год компенсации каждому сотруднику затрат на физкультуру. Но так как занимаются не все, по факту компенсации для каждого получается от 5 до 20 тысяч рублей. Плюс профсоюз тратит порядка 200 миллионов рублей в год на соревнования.

- Сравнимо с компенсацией для Кучука, например.
- Вот это меня удручает - больно видеть, какие деньги брошены на футбол. Бизнеса больше, чем спорта. Я работал десять лет назад в хоккейном «Динамо» - вижу, во сколько раз выросли бюджеты. Но если в КХЛ еще можно говорить о прогрессе вида спорта и лиги, то в футболе все очень спорно.

* * *
- Кроме детской Спартакиады есть поводы для гордости?
- Порадовали наши железнодорожники на международных соревнованиях. Начали год триумфально - во французском городе Бриансон забрали все медали на соревнованиях по лыжным гонкам. Высокогорье, сложные для нас условия. Сами французы заехали раньше, на сбор. Они честолюбивые ребята, потом очень переживали… Порадовало участие в марафоне МССЖ в немецком Фюрте. Условия шикарные. Поддержка на самом высоком уровне, председатель правления немецких железных дорог приезжал пожать руки победителям, среди которых было много наших. Сезон показал: в традиционных видах можем честно достигать высших результатов.

- Сами в каком-либо соревновании не хотели поучаствовать как представитель общества?
- В команде участвовать точно не буду - пусть лучше простой железнодорожник съездит. Но вы мне подсказали идею. В следующем году проводим чемпионат МССЖ по футболу в Сочи, устроим гала-матч среди руководителей делегаций. Вот в нем и поучаствую.

* * *
- Что хотели сделать в этом году, но не потянули?
- Самая сложная наша задача - управление объектами спорта ОАО «РЖД». Стадионы, спортзалы.

- Сколько у вас таких?
- На балансе РЖД около 120. Разбили на три группы по перспективности для РЖД и целесообразности сохранения. От чего-то отказались, передали муниципалитетам. РЖД не может и не должно брать на себя государственные функции по содержанию объектов спорта. Что-то значимое для работников берем в управление. Три таких уже привели в порядок.

- Так что ж не потянули?
- Хотелось бы больше динамики. Но мы пытаемся переплести социальную и бизнес-составляющие. Сегодня все-таки люди от спорта чаще отказываются, чем начинают осваивать что-то новое. Сложно работать.

- Вы старые стадионы очищаете от бурьяна, реставрируете и запускаете народ?
- Мы даже говорим не о стадионах, а о чем-то более компактном. Спортзалах. Превращаем в современные фитнес-клубы. Траты не такие большие.

- Народ любит цифры. Так сколько?

- Ремонт и переоснащение таких объектов - от 5 до 8 миллионов рублей на каждый. Что получается на выходе - посмотрите на примере поселка Бекасово. Там объект нужен прежде всего железнодорожникам. Еще два объекта - в Череповце и Челябинске. Получилось отлично.

- Вы бываете на совещаниях у Якунина. Наверняка там постоянно кто-то забрасывает идеи вообще отказаться от «непрофильного» вроде бы спорта…
- Бывает такое! Подобные вопросы традиционно поднимаются представителями финансового и экономического блоков. У каждого своя работа. У них - с деньгами. У нас - с людьми. В чем-то мы идем навстречу.

- Например?
- Переход с бесплатных объектов для всех железнодорожников к системе компенсации абонементов. Потому что на бесплатном объекте невозможно говорить о каком-то учете. Понятно, что нам ни к чему профессиональный футбольный стадион с трибунами на 10 тысяч человек, как в Красноярске или Ростове-на-Дону.

- Продаете? Или отдаете так?
- Каждый случай - индивидуальный. Как правило, продажа по балансовой стоимости администрации города. У нас государственная компания, и передается это государству. Сами не имеем возможности вкладывать в старые стадионы десятки миллионов рублей, приводя их в порядок.

- Какая ваша идея в РЖД была забракована?
- Не забракована, но буксует. Не все понимают, что общество «Локомотив» является спортивным оператором для всех предприятий холдинга.

- То есть вы - главные по железнодорожному спорту?
- Да. Проблема в том, что при реформе из РЖД выделился ряд дочерних обществ. С формальной точки зрения многие уже не являются работниками РЖД. А мы через спорт призваны объединять всех железнодорожников. У ряда дочерних обществ есть сложности с пониманием этого.

- В чем выражается?
- «Есть решение РЖД? А мы - самостоятельные! Не хотим общее соревнование, хотим свое!» Могут не прислать команду. Но так как решение руководства есть, все это лишь вопрос времени. Где-то организовалась компания недавно - у людей пока нет представления, как должен быть организован спорт. А кто-то слишком сильно осознает степень свободы.

* * *
- Как дела у пляжного футбольного «Локомотива»?
- Играют! Команда по-прежнему базовая для сборной. В этом году испытали непривычное для нас состояние - не получили золотые медали. «Локомотив» был первым большим спортивным брендом, который пришел в пляжный футбол. Потом подтянулись «Динамо», «Спартак», ЦСКА… От телевизионщиков слышу, что рейтинги пляжного футбола дотягивают до уровня матчей чемпионата России. А спорт в десятки раз бюджетнее.

- Игроков у вас растаскивают, как и прежде?

- Рынок сформировался. Наша позиция аккуратная - чтобы пляжный футбол не пошел по пути большого, не началась гонка бюджетов. Хотим сохранить здравый смысл.

- С Якуниным общаетесь регулярно?

- Раз в несколько месяцев. Стараюсь не обременять проблемами. У нас достаточно возможностей на уровне вице-президента для решения большинства вопросов.

- Если надо будет срочно на будущей неделе встретиться с Якуниным, встреча состоится?
- Наверное. Хотя должны встретиться на этой.

- В чем-то пришлось его убеждать?
- Как раз в том, о чем я говорил. Мы должны остаться единым спортивным оператором для всех. Когда я пришел в «Локомотив», реформа отрасли была в разгаре. Перед нами был уходящий вагон, в который удалось запрыгнуть благодаря как раз поддержке Владимира Ивановича. На его уровне все решения по распределению ролей приняты.

- В международном союзе вы остались вице-президентом?
- Да, нас переизбрали в полном составе. Мы, не превратив союз в коммерческую организацию, сохранили человеческое братство железнодорожников.

- Вы приезжаете в российские города. Все стараются большого начальника хорошо принять. Кому это особенно удалось в смысле культурной программы?
- Красноярску!

- Чем удивили?
- Музеем общества «Локомотив». Он удивительный - потому что есть увлеченная женщина, которая занимается этим делом. Еще лет 20 поработает - если ей не мешать. Расположен музей на переданном городу стадионе «Локомотив». В связи с чем сейчас возникает немало разговоров о будущем музея. Хотя он классный. Экспонаты - от эскизов формы самой первой олимпийской команды СССР до тех, которые привезли из Сочи.

- У вас есть возможность неформально обратиться ко всем железнодорожникам страны. Скажите им что-нибудь, пообещайте…
- Быстрее, выше, сильнее - во всем. Это пожелание, а где-то и требование. Отраслевой спорт мы удержать смогли. Хуже не будет. Вот это я обещаю.

ТЕГИ: Илья Вдовин | РФСО "Локомотив" | итоги года |

Теги

 2016  РФСО Локомотив  2017  волейбол  2015  хоккей  Сочи  футбол  художественная гимнастика  МССЖ  Спартакиада  лыжные гонки  Илья Вдовин  2014  Ярославль  шахматы  Кубок РОСПРОФЖЕЛ  Локомотив  Локобол  РОСПРОФЖЕЛ  Летняя Спартакиада  ДФЛ  РЖД  Форум ГТО  МОСК  Loko Open  Спартакиада детей  ветераны  легкая атлетика  Кубок РОСПРОФЖЕЛ по хоккею  З-СИБ  ОКТ  Кубок РОСПРОФЖЕЛ по хоккею с шайбой 2014  ЖФЛ  ФК Локомотив  Спартакиада работников РЖД 2015  Калининград  сборная РФСО Локомотив  Спартакиада 2014  ГТО  СВЕРД  Локомотив-Кубань  баскетбол  КЛНГ  В-СИБ  Спартакиада детей работников РЖД  Кубок РФСО Локомотив  Кубок Гудка  Чемпионат  Чемпионат по шахматам  Кубок Президента по волейболу  Кубок президента ОАО РЖД 2015  СЕВ  марафон  Туриада  БАМ  Локобол-2014-РЖД  настольный теннис  ХК Локомотив  Чемпионат по пляжным видам спорта 2014  КРАС
ОАО РЖД

ПАРТНЕРЫ РФСО «ЛОКОМОТИВ»

РоспрофжелГудокДФЛБлагосостояниеВТБ
© 2019 РФСО «Локомотив»