АО «РЖД» – самый крупный работодатель Российской Федерации. А для целого ряда населённых пунктов Восточного полигона компания является градообразующим предприятием. Комплексный подход к развитию социальной сферы, созданию новых рабочих мест, комфортных бытовых условий – неотъемлемая часть той большой работы, которая развёрнута сегодня на Забайкальской, Восточно-Сибирской и Дальневосточной магистралях.
В ОАО «РЖД» реализуется ряд программ и проектов, направленных на поддержку работников Восточного полигона. Так, ещё летом 2020 года стартовала масштабная программа «Дальневосточная дорога – полигон опережающего развития». Она рассчитана на период до 2025 года и на перспективу до 2030 и 2035 годов. Главная задача – создать на ДВЖД современный транспортный и инфраструктурный комплекс с новыми принципами управления, качественным социально-культурным наполнением. Всего запланировано более 260 мероприятий на сумму свыше 410 млрд руб. Работа ведётся по восьми направлениям, включая цифровую трансформацию, создание передовых условий труда, развитие локомотивного комплекса.
Кроме того, реализуется План мероприятий по привлечению и сохранению персонала на предприятиях Байкало-Амурской магистрали (БАМ), он охватывает практически все сферы жизни железнодорожников. Помимо создания достойных условий труда предусмотрены мероприятия, направленные на улучшение медицинского обеспечения, развитие инфраструктуры образовательных организаций, предоставление дополнительных льгот.
В этом году по заказу ОАО «РЖД» компания «Иннопрактика» завершила разработку Концепции социокультурного развития Дальневосточной железной дороги до 2035 года, где заложено всестороннее улучшение условий работы и проживания персонала.
На Карьерном портале РЖД в разделе проектов «Дальний Восток – ближе к возможностям» и «БАМ 2.0. Строй будущее – зарабатывай сейчас» опубликованы вакансии более чем по 50 рабочим профессиям с заработной платой до 120 тыс. руб.
Также действует проект «Вахта в Забайкалье» – в этом разделе опубликованы вакансии на должности монтёра пути и дорожного мастера. При этом работники будут обеспечены жильём, питанием и обучением за счёт компании, а уровень зарплаты может достигать 170 тыс. руб. в месяц.
«Гудок» выяснил, как сейчас живут железнодорожники Восточного полигона, какие социальные льготы и гарантии им предоставляет компания.
Дополнительные гарантии
В начале декабря генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров и председатель Роспрофжела Сергей Черногаев подписали Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2023–2025 годы. В документе сохранены все социальные льготы и гарантии для работников и пенсионеров. Например, проведение индексации заработной платы не реже двух раз в год. Но для работников Восточного полигона компания предусмотрела (и сохраняет) дополнительные меры поддержки.
Так, всем работающим на БАМе установлена ежемесячная надбавка в размере 10% от оклада, а размер вознаграждения за каждые пять лет непрерывного стажа составляет 1,5 оклада. Для поддержки медицинского персонала всем медработникам отраслевых медицинских учреждений на БАМе установлена надбавка к должностному окладу 25%.
Согласно Коллективному договору железнодорожники значимых профессий имеют право на получение компенсируемого социального пакета (КСП) – денежной компенсации за оплату социальных услуг из установленного компанией перечня. Размер КСП зависит от филиала, в котором работает сотрудник, но не может быть менее 13 800 руб. К примеру, можно компенсировать затраты на отдых детей, услуги спортивных учреждений, детского сада или няни.
«У работников Дальневосточной железной дороги КСП шире. В мае этого года в него было включено четыре новых элемента: компенсация оплаты услуг за ЖКХ, за горюче-смазочные материалы, трат на подготовку детей к школе и покупку товаров первой необходимости для детей до трёх лет», – рассказала начальник Департамента социального развития ОАО «РЖД» Юлия Алексеева.
Право на получение КСП в этом году появилось и у работников ДВЖД, которые оказались в трудной жизненной ситуации и доход у которых на одного члена семьи ниже прожиточного минимума в регионе их проживания.
Также работникам всех филиалов и структурных подразделений ДВЖД, ЗабЖД, БАМа (от станции Лена до Советской Гавани) и сахалинцам компания компенсирует расходы на авиаперелёт и перевозку багажа к месту отдыха на Черноморском побережье России и обратно. Сейчас из-за режима ограничения полётов в 11 аэропортах юга и центральной части России работники могут воспользоваться мультимодальными маршрутами, то есть несколькими видами транспорта, при проезде на Чёрное море и обратно.
Расширение пропускной способности Восточного полигона потребует и дополнительного привлечения вахтовиков.
Для этого в октябре текущего года в ОАО «РЖД» было актуализировано Положение о вахтовом методе работы. Теперь в компании определены условия проезда вахтовиков, предложены механизмы компенсации, возможности авансирования покупки билетов, заключения договоров с фирмами, прорабатывающими маршрут и обеспечивающими проезд работников из различных регионов. Согласно документу вахтовики должны обеспечиваться за счёт работодателя трёхразовым горячим питанием и круглосуточной первичной медицинской помощью на вахте. «Сейчас в компании вахтовым методом трудятся чуть более 350 человек (на Дальневосточной, Забайкальской и Московской железных дорогах), но уже в 2023 году мы ожидаем более 1 тыс. вахтовиков, а к 2030 году более 8,5 тыс. могут работать вахтовым методом», – поясняет начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» Владимир Никитин.
Помочь с жильём
Работникам БАМа компания безвозмездно предоставляет денежные средства на приобретение жилья в собственность. Это касается отдельных категорий, к числу которых относятся руководители линейных подразделений и руководители среднего звена.
Проработав пять лет на территории БАМа, можно получить до 2,5 млн руб. на покупку квартиры или дома, находящихся в границах БАМа. За семь лет работы – 3,5 млн руб. для приобретения жилья в собственность уже в любом населённом пункте, расположенном в границах ВСЖД и ДВЖД. Сотрудники, которые проработают в подразделениях БАМа не менее 10 лет, получат выплату до 5 млн руб. на покупку жилья в любом российском регионе. На сегодня более 1,4 тыс. работников включены в эту программу. Первые выплаты начнутся в 2024 году.
Образование и спорт в приоритете
ОАО «РЖД» совместно с регионами разработало и утвердило План мероприятий по развитию социальной инфраструктуры в местах локального проживания работников ОАО «РЖД» до 2035 года. Документом предусмотрено 411 мероприятий (как за счёт средств ОАО «РЖД», так и за счёт бюджетных источников). Ключевые из них – строительство и ремонт детских садов, школ, больниц и поликлиник, оснащение оборудованием объектов культуры и спорта, благоустройство общественных пространств.
Больше всего мероприятий будет реализовано на полигонах Забайкальской, Восточно-Сибирской и Дальневосточной дорог.
В этом году введена в эксплуатацию школа в городе Тулун Иркутской области. Напомним, посёлок сильно пострадал от наводнения в 2019 году.
ОАО «РЖД» на условиях софинансирования Правительством РФ в кратчайшие сроки построило новый объект.
Площадь нового здания общеобразовательного учреждения – более 30 тыс. кв. м. В школе сформировано 38 классов, в том числе два кадетских. Учреждение рассчитано на 1275 мест. В нём есть форум-зал, многофункциональный спортивный и актовый залы, бассейн на две чаши, столовая на 250 мест, шесть компьютерных классов, лингафонный кабинет, студии живописи и рисования, музыки и пения, мастерские, лабораторные комплексы, студия школьного телевидения, информационно-библиотечный центр, группы продлённого дня. Всего в здании 67 учебных кабинетов. Для маломобильных групп детей предусмотрено четыре лифта.
На территории школы оборудованы стадион, детская игровая площадка и площадка для занятий воркаутом. К началу учебного года Восточно-Сибирская дорога сделала школе подарок – приобрела спортивный инвентарь на сумму около 2,5 млн руб.
«Тулун – железнодорожная станция Транссиба, самой длинной и грузонапряжённой магистрали мира. Понимая это, мы создали в школе отдельный железнодорожный класс с современным образовательным пространством для учёбы и инженерного творчества ребят. Педагогическому коллективу оказывается методическая поддержка образовательными программами и наглядными материалами», – рассказали «Гудку» в Департаменте управления персоналом ОАО «РЖД».
В уходящем году компанией была оказана благотворительная помощь учреждениям социальной сферы и образования более 50 населённых пунктов и притрассовых посёлков Восточного полигона. Поддержку получили 102 учреждения социальной сферы, из которых почти половина (44) – это муниципальные учреждения среднего и профессионального образования. Важным направлением является обновление и оснащение спортивных объектов.
Одним из главных примеров успехов этой работы является Тында. Благодаря целенаправленной поддержке за три года оснащённость инвентарём в спортивных и общеобразовательных школах значительно улучшилась. В 2020 году, к празднованию 45-летия БАМа, шесть школ получили денежные сертификаты, средства которых были потрачены на обновление материальной базы спортзалов.
В 2022 году в рамках масштабного фестиваля культуры и спорта «БАМ-2022» общеобразовательные и спортивные школы города также получили сертификаты на инвентарь и оборудование от ОАО «РЖД» и РФСО «Локомотив». Средства позволят улучшить условия для тренировок и привлечь к занятиям ещё больше юных спортсменов.
Внимание уделяется не только детскому спорту. В Тындинском районе в посёлке Юктали в прошлом году был отремонтирован спортивный зал в торгово-общественном центре, ОАО «РЖД» были выделены средства на приобретение оборудования. В спортивном зале установили 10 тренажёрных комплексов: эллиптический тренажёр, скамью для жима штанги лёжа, тренажёр для тяги горизонтального блока и другие силовые снаряды для тренировки разных групп мышц. С первых дней открытия спортивный объект стал пользоваться популярностью у местного населения.
В Северобайкальске в ноябре комиссия ОАО «РЖД» по оказанию благотворительной и спонсорской помощи юридическим и физическим лицам приняла решение об оказании благотворительной помощи для продолжения строительства крытого хоккейного корта. Также средства выделены гимназии № 5 имени Л.В. Усыниной на ремонт учебного учреждения, строительство многофункциональной спортивной площадки и её ограждения. Школа туристско-экологического образования получит средства на приобретение спортивных яхт национального класса «Луч». Средства также выделяются детско-юношеской спортивной школе на приобретение боксёрского ринга и ковра для занятий художественной гимнастикой.
«Мы продолжим поддержку спортивных и общеобразовательных школ как по линии комиссии ОАО «РЖД», так и по линии РФСО «Локомотив», – отмечает директор ОАО «РЖД» по коммуникациям – начальник Департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти Юрий Нагорных. – Работа по обновлению и оснащению социальных, в том числе спортивных, объектов сейчас ведётся более чем в 50 посёлках по БАМу и Транссибу. Создавать комфортные условия для занятий спортом – серьёзное дело, в котором нужно действовать последовательно. Это непросто, учитывая расстояние между населёнными пунктами, но такая задача перед компанией стоит, и мы будем её решать».
Важным пунктом в вопросе улучшения ситуации со спортивной инфраструктурой является движение по созданию физкультурно-спортивных клубов (ФСК) на дорогах. Активно ведётся работа по этому направлению и на Восточном полигоне. В апреле 2021 года впервые был проведён конкурс на определение лучших ФСК компании, и в тройку победителей в 2021 году вошли и представители Восточного полигона: ФСК «Локомотив-Чита», ФСК Байкало-Амурской дирекции по ремонту тягового подвижного состава – «Локомотив-БАМ ТР» и ФСК Красноярской дистанции пути.
Доктор рядом
Что касается медицинской помощи, то учреждения сети «РЖД-Медицина» работают во многих крупных городах. Для примера, на полигоне Забайкальской железной дороги 13 учреждений сети, услугами которых могут воспользоваться не только железнодорожники, но и население Забайкалья и Приамурья.
В отдалённых посёлках медицинскую помощь жителям оказывают и передвижные медицинские комплексы (ПМК) «Везём здоровье людям».
Приём ведут специалисты разных направлений: терапевт, офтальмолог, лор, гинеколог. Пациенты могут пройти ультразвуковое исследование, сделать рентгеновские снимки, ЭКГ и получить консультацию врачей. В состав комплекса входит 16-метровый полуприцеп с шестью консультационными кабинетами врачей, отдельный мобильный кабинет с флюорографом и маммографом, автобус «Газель» для транспортировки медицинского персонала. «В 2022 году сеть «РЖД-Медицина» увеличила автопарк ПМК на 60% – с 10 до 16 комплексов. Это говорит о востребованности проекта, а также о нашем желании его развивать в интересах как железнодорожников, так и местного населения», – прокомментировала начальник Центральной дирекции здравоохранения ОАО «РЖД» Елена Жидкова.
Не хуже, чем в столице
С 2021 года на Дальнем Востоке действует филиал Корпоративного университета РЖД в партнёрстве с Дальневосточным федеральным университетом.
Задача филиала – содействовать полномасштабному развитию всего Восточного полигона – и прежде всего человеческого капитала. Здесь железнодорожники осваивают программы Корпоративного университета РЖД. Все занятия ведутся по стандартам, принятым в ОАО «РЖД».
Слушатели проходят ступени «Управление компетенциями» и «Управление эффективностью», а также изучают темы цифровой трансформации, переговоров, проектный и тайм-менеджмент, клиентоориентированность.
Была проведена и программа «Лидеры цифровой трансформации. Дальний Восток». Слушатели изучили особенности цифровой экономики Дальнего Востока РФ и Азиатско-Тихоокеанского региона, обсудили стратегию цифровой трансформации РЖД, изучили сквозные цифровые технологии, а также методику реализации цифровых проектов в компании. Кроме того, на Дальнем Востоке проводится выездной модуль одной из флагманских программ – «Корпоративный МВА», которая развивает кадровый резерв компании по международным стандартам бизнес-образования. Её участники изучают лучшие практики в области менеджмента. Российские и зарубежные эксперты и преподаватели рассказывают о современном этапе развития экономики Дальнего Востока, трендах, новейших методах управления. Слушатели узнают о реализующихся в регионе проектах РЖД, посещают важнейшие логистические кластеры России.
«Тем самым Дальневосточный филиал Корпоративного университета РЖД решает ещё одну задачу – даёт возможность не только дальневосточникам, но и руководителям со всей сети железных дорог увидеть масштабные проекты, которые государство и компания реализуют на Дальнем Востоке. Такой опыт, с одной стороны, помогает им решать свои производственные задачи, а с другой – способствует повышению привлекательности Дальнего Востока как будущего места работы», – подчёркивает директор Корпоративного университета РЖД Роман Баскин.
Более десяти преподавателей вуза были аккредитованы на ведение программ Корпоративного университета, совместно реализовано 11 программ, их прошло более 2000 слушателей.
Студенты едут на Восток
В этом году ОАО «РЖД» совместно с МООО «Российские студенческие отряды» дали старт всероссийскому трудовому студенческому проекту «БАМ 2.0». Летом более тысячи бойцов отрядов работали на станциях Новая Чара, Куанда, Таксимо, Новый Уоян, Кичера, Кунерма, Небель, Северобайкальск, Лена, Вихоревка, Коршуниха, Тайшет, Тулун, Батарейная и Онохой, при этом каждый отряд был занят своей задачей. В следующем году на БАМ отправится более 2 тыс. студентов.
«Системная работа со студенческим сообществом – важная часть продвижения бренда работодателя, – говорит начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов. – Надеемся, что работа на БАМе не только даст студентам возможность заработать, найти новых друзей, стать частью легендарной магистрали, но и будет хорошим профессиональным опытом, пробудит дополнительный интерес к нашей компании и скажется на выборе будущего места работы».