Рождение традиции

"Транссиб", 19 декабря 2021 года
Олег Таран
Рождение традиции

Редакция газеты «Транссиб» завершает серию материалов о наиболее значимых событиях в спортивной жизни Западно-Сибирской железной дороги, приуроченных к 85-летию Российского физкультурно-спортивного общества «Локомотив».

С начала 70-х годов прошлого века большое внимание на дороге уделялось сдаче норм ГТО (Готов к труду и обороне). В 1972 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О введении нового всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне». Этот документ стал программой и нормативной основой советской системы физического воспитания, сыграл важную роль в подъёме массовости и повышении спортивного мастерства физкультурников и спортсменов дороги. Только за 9 месяцев того года в сдачу норм ГТО было вовлечено 44 тыс. 380 человек.

Ставшие традиционными ежегодные дорожные спартакиады по летним и зимним видам спорта способствовали всё возрастающему вовлечению железнодорожников в активное занятие физкультурой и спортом, а также в сдачу норм ГТО. На старты выходили от 30 до 35% от всего числа работников магистрали. Намечались и явные лидеры дорожных соревнований. К примеру, в 1973 году победителями зимней спартакиады стали Новосибирский, Алтайский районные советы ДСО «Локомотив» и спортивный клуб Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ), а летних – Новосибирский, Алтайский и Барабинский райсоветы. В 1974 году картина была следующая: в зимних играх лидировали Новосибирский и Алтайский райсоветы, спортклуб НИИЖТ, а в летних играх – Новокузнецкий, Барабинский и Новосибирский райсоветы.

Стали заметно повышаться результаты спортсменов дороги. Если в состав сборных команд Центрального совета ДСО «Локомотив» в 1972 году входило 22 западносибирца, то в 1974 – уже 35. Многие из них становились призёрами соревнований.

Среди девяти детско-юношеских спортивных школ дороги, в которых в 1974 году обучалось более 2,1 тыс. ребят, Барабинская ДЮСШ занимала первое место. За 10 лет здесь подготовили 6 чемпионов и призёров СССР, 14 чемпионов и призёров РСФСР, 91 чемпиона и призёра ЦС ДСО «Локомотив».

С 1973 года в Новосибирске начала работать специализированная детско-юношеская спортивная школа ДСО «Локомотив» по биатлону. Только за 1974 год здесь подготовили 58 спортсменов I–III разрядов и 70 молодых людей с юношеским разрядом.

На станции Инская в 1974 году открыли специализированную спортивную школу по лёгкой атлетике. Её выпускники не раз становились чемпионами и призёрами РСФСР.

В 1975 году на Западно-Сибирской магистрали было подготовлено 12 тыс. 227 значкистов ГТО, 12 мастеров спорта, 37 кандидатов в мастера спорта, 223 перворазрядника и 13 тыс. спортсменов, имеющих II–III разряды.

В 40-летний юбилей ДСО «Локомотив», который отмечали в 1976 году, на дороге числились 67 тыс. 877 членов спортобщества, объединённых в 336 коллективах физкультуры и спортивных клубах. В их распоряжении имелись 10 стадионов, 34 спортивных зала, 2 закрытых бассейна для плавания, 33 дома охотников и рыбаков. На зиму готовились 10 конькобежных дорожек, 40 коробок для хоккея с шайбой, 10 полей для хоккея с мячом, 27 лыжных баз. Активную работу с железнодорожниками проводили 227 штатных инструкторов физкультуры и тренеров и 4,7 тыс. общественных инструкторов.

Ведущими спортивными организациями дороги считались спортклуб НИИЖТа, Новокузнецкий и Новосибирский райсоветы.

В этот период дорожным советом ДСО «Локомотив» оказывалась практическая и материальная помощь физкультурным организациям строящейся Байкало-Амурской магистрали.

В VII летней спартакиаде народов СССР в 1979 году приняло участие свыше 20 тыс. трудящихся и учащихся Западно-Сибирской железной дороги, 29 из них отобрались в зональные соревнования и 3 дошли до финала спартакиады.

Впервые на дороге в Новосибирске с 4 по 10 июля 1980 года провели летнюю олимпиаду, посвящённую XXII летним Олимпийским играм в Москве. В мероприятии приняло участие 63,7 тыс. человек, или 45,5% от числа работающих и учащихся на дороге. Дорожная олимпиада прошла на хорошем уровне и способствовала достижению высоких результатов – было установлено 4 рекорда Новосибирской области и 27 рекордов Западно-Сибирской магистрали. Кстати, победителем турнира в общекомандном зачёте стала команда спортклуба НИИЖТа. Это неудивительно, ведь этот спортивный коллектив выиграл зимнюю спартакиаду ЗСЖД 1980 года и, кроме того, подготовил за год 12 мастеров спорта СССР.

Вторую подобную олимпиаду провели в Барабинске в 1984 году, третью, последнюю, – в 1988 году в Карасуке.

В 1987 году решением ЦК КПСС и ВЦСПС все отраслевые спортивные общества объединялись в одно единое, что в целом негативно повлияло на организацию спортивной работы на производстве. Железная дорога стала исключением.

После того, как Новосибирский областной совет профсоюзов 10 июля 1987 года упразднил ДС ДСО «Локомотив» ЗСЖД, дорпрофсож магистрали 11 сентября того же года создал в своём составе отдел физвоспитания. На отделениях дороги, в райпрофсожах были введены ставки инструкторов по физкультуре и спорту.

1 января 1989 года отдел физвоспитания был упразднён и создан дорожный физкультурно-спортивный клуб (ДФСК) «Локомотив» Западно-Сибирской железной дороги. С июня 1997 года клуб стал структурным подразделением Западно-Сибирской железной дороги. Начался новый этап в развитии физкультуры и спорта на магистрали. Штат ДФСК «Локомотив» укомплектовали высокопрофессиональными работниками, спортивно-массовая работа проводилась по новым утверждённым планам.

С 1998 года на ЗСЖД, помимо дорожной спартакиады, стали проводиться зимние и летние спартакиады среди родственных предприятий. «Пионерами» стали сотрудники локомотивных депо, а затем этот почин подхватили работники предприятий служб сигнализации и связи, пути, электроснабжения, гражданских сооружений, ведомственной охраны и другие. Это повлияло на массовость участников спортивных мероприятий: уже в летней спартакиаде железной дороги 1999 года принимали участие 57 команд от всех предприятий магистрали.

В 2000 году – новая реорганизация. ДФСК «Локомотив» ЗСЖД становится государственным учреждением со статусом юридического лица. В его состав вошли в качестве филиалов ФСК Омска, Барнаула, Кемерова, детско-юношеские спортивные школы, включая специализированные. Однако в 2004 году ДФСК «Локомотив» вновь становится структурным подразделением ЗСЖД.

Отраслевая спортивная организация стала членом Международного спортивного союза железнодорожников (МССЖ). Спортсмены-западносибирцы не раз выступали на различных соревнованиях, добиваясь успехов. Особо отличился ряд спортсменов, ставших чемпионами МССЖ в разные годы. Это – Валерий Кошкин, Максим Бенц, Артём Жмурко, Павел Андреев, Илья Пикалов (лыжные гонки), Сергей Меньшиков, Дмитрий Белин (дзюдо), Степан Багиян (настольный теннис), Евгения Бурмистрова, Ольга Панкова (лёгкая атлетика).

С 1986 по 2006 годы за высокие достижения в спорте и активную спортивно-массовую работу государственных наград были удостоены несколько работников дороги. Например, орденом Трудового Красного Знамени награждён Михаил Перевозкин, орденом «Знак Почёта» – Иван Калюжный, орденами Дружбы народов – Виктор Маматов, Тамара Подпальная и Евгений Митьков, медалью «За трудовую доблесть» – Вера Баранова, медалями «За трудовое отличие» – Геннадий Сухоруков и Виктор Пунгин. Почётное звание «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации» присвоено Анатолию Лепешкину, Геннадию Сухорукову, Михаилу Дурневу и Владимиру Казакову. Также 7 человек стали заслуженными тренерами СССР и РФ, 5 человек получили знак «За заслуги в развитии физической культуры и спорта», 32 – знак «Отличник физической культуры и спорта», 10 – знак «Почётный железнодорожник».

В 2010 году дорожный физкультурно-спортивный клуб «Локомотив» был реорганизован в Новосибирское обособленное подразделение Российского физкультурно-спортивного общества «Локомотив». В 2011 году Владимира Казакова, который около 30 лет проработал на руководящих должностях в спортобществе Западно-Сибирской железной дороги, сменил Николай Лукашов.

На сегодняшний день сборная команда Западно-Сибирской железной дороги 10 раз подряд занимала первое место в общекомандном зачёте на сети дорог и 8 раз подряд лидировала в медальном зачёте.

ТЕГИ: история | 85 лет | Новосибирск | Барнаул | Карасук | Омск | Кемерово |

Теги

 РФСО Локомотив  волейбол  футбол  2016  хоккей  2017  шахматы  2015  лыжные гонки  Спартакиада  художественная гимнастика  Локобол  Сочи  дети  МССЖ  РОСПРОФЖЕЛ  баскетбол  лыжи  Северо-Кавказская ж.д.  ЗОЖ  легкая атлетика  Илья Вдовин  2014  Южно-Уральская ж.д.  Бег  Октябрьская ж.д.  настольный теннис  бадминтон  Свердловская ж.д.  РЖД  Западно-Сибирская ж.д.  мини-футбол  Куйбышевская ж.д.  Локомотив  Московская ж.д.  РФСО "Локомотив"  Красноярская ж.д.  ветераны  Горьковская ж.д.  Ярославль  ФСК  марафон  Кубок ОАО "РЖД"  ДФЛ  Северная ж.д.  Дальневосточная ж.д.  Юго-Восточная ж.д.  Забайкальская ж.д.  Восточно-Сибирская ж.д.  Калининград  МЖД  Приволжская ж.д.  дзюдо  Кубок РОСПРОФЖЕЛ  пляжный волейбол  ГТО  плавание  ЖФЛ  Локомотив-Кубань  БАМ  Летняя Спартакиада  Сапсан Арена  ФК Локомотив  онлайн-марафон  Локобол-РЖД  регата  Форум ГТО  Железнодорожная футбольная лига  МОСК  Новосибирск  Красноярск  ФК "Локомотив"  онлайн-шахматы  Локо Кап Онлайн  Loko Open  Спартакиада детей  Локобол-2021  Мывместе  спортивное ориентирование  Кубок РОСПРОФЖЕЛ по хоккею  пляжный футбол  пересвет  З-СИБ  ОКТ  Велопробег  гиревой спорт  Кубок РОСПРОФЖЕЛ по хоккею с шайбой 2014  локогимнастика  Туриада  ХК Локомотив  Гимнастика  Спартакиада работников РЖД 2015  сборная РФСО Локомотив  Тында  Спартакиада 2014  Нагорных  Екатеринбург  Марафон Победы  регби  СВЕРД  День железнодорожника  велоспорт  Чемпионат по шахматам  КЛНГ  ЖДФЛ  В-СИБ  Кубок Вызова  Loko Cup Online  Кубок Гудка  Нальчик  Спартакиада детей работников РЖД  Кубок РФСО Локомотив  РПЛ  МИИТ  футбол 8х8  мы вместе  Чемпионат  пенза  Санкт-Петербург  Кубок ОАО "РЖД" по волейболу  Кубок Президента по волейболу  Кубок президента ОАО РЖД 2015  Голдобин  ПФК Локомотив  спорт  СЕВ  Локоволей  Локобол-2014-РЖД  БК "Локомотив-Кубань"  Спорт поколений  Локобол-РЖД-2021  Зеленоградск  Чемпионат по пляжным видам спорта 2014  Кубок Семина  КРАС

ПАРТНЕРЫ РФСО «ЛОКОМОТИВ»

РоспрофжелГудокДФЛБлагосостояние
© 2024 РФСО «Локомотив»