На различных спортивных состязаниях Московской дороги Вячеслав Степанович Куриленко – один из самых узнаваемых людей. Здесь он в своей стихии.
Вот и недавно, нынешним летом, на дорожных соревнованиях «Спорт поколений – 2021» высокого седовласого мужчину трудно было не заметить. Не только потому, что он всегда оставался в гуще событий, разворачивающихся на столичном стадионе имени братьев Знаменских. Привлекал в этом человеке в первую очередь азартный блеск в глазах и вовлечённость в действо.
Много лет Вячеслав Степанович готовит сборные команды Московско-Курского региона и столичной магистрали к соревнованиям «Спорт поколений», практически стал их тренером. Но тренеры бывают разными. Одни в ходе ответственных поединков предпочитают оставаться «у бортика», хладнокровно наблюдать за выступлением своих подопечных да время от времени бросать отдельные комментарии по тактике выступления. У Куриленко совсем иной стиль. С командой он и словом, и делом. Как наставник всегда готов дать нужную подсказку, но, и это главное, от первой до последней минуты, пока длится поединок, будет открыто переживать за своих парней и девушек, эмоционально заряжая их на борьбу.
Оговоримся сразу. На различных соревнованиях Вячеславу Степановичу приходится выполнять роль тренера или главного судьи. Сам он ни тем, ни другим себя не считает. Правильнее будет сказать, что более 40 лет был и остаётся спортивным руководителем.
В 1980 году железнодорожный рабочий спорт в лице 25-летнего председателя райсовета ДСО «Локомотив» Московско-Курского отделения получил прекрасного современного руководителя. Вячеслав Степанович быстро схватывал новые веяния в спортивном движении страны, активно и инициативно решал многочисленные проблемы массового спорта. Он был убеждён: cпорт – дело живое, в нём нельзя работать с холодным сердцем.
«Во времена, когда начинал, – вспоминает Вячеслав Степанович, – физкультуре и спорту уделялось огромное внимание. Это была огромная, разветвлённая система. Коллективы физкультуры были во всех предприятиях на сети железных дорог. При каждом отделении дороги были райсоветы ДСО «Локомотив» (нынешние региональные подразделения)».
В то время действовало постановление ЦК партии и Совмина СССР о введении в штат предприятий должностей инструкторов-методистов по производственной гимнастике, если число работающих насчитывало не менее 450 человек. Кроме того, в подчинении Вячеслава Степановича было 34 тренера-преподавателя. Молодому руководителю пришлось не только впервые самостоятельно подбирать компетентных инструкторов на предприятия железнодорожного транспорта, но и вплотную заниматься развитием массовой физкультуры и спорта на них.
Вячеслав Степанович проявил себя в должности председателя ДСО «Локомотив» как отличный организатор спортивно-массовой работы. Самое главное достижение молодого руководителя состояло в том, что именно в это время в разы выросло число железнодорожников, приобщённых и увлечённых физкультурой и спортом.
«Работа была интересная, поскольку в основном велась она в железнодорожных коллективах, – вспоминает тогдашний председатель райсовета ДСО «Локомотив». – Не было недели, чтобы в нашем отделении не проводились спортивно-массовые мероприятия. За работу спрашивали, но и помощь была соответствующая. В том числе и в плане подготовки физкультурно-спортивных кадров, судей».
А потом настали лихие 90-е, когда страна начала пожинать плоды проведённой «перестройки». Выстроенная десятилетиями система, призванная массово приобщить железнодорожников к физкультуре и спорту, рухнула.
«Мне ещё повезло в том, что в Московско-Курском отделении райсовета ДСО «Локомотив», где я продолжал работать, оставалось много спортивных сооружений. Но в целом практически ни в одном регионе МЖД не осталось ни одного штатного физкультурного работника, вся работа выполнялась на общественных началах», – вспоминает Вячеслав Степанович.
С 2010 года Куриленко после реорганизации спортивных объектов работает специалистом Московской дирекции социальной сферы МЖД. Как и раньше, продолжает заниматься организацией спортивно-массовой работы на столичной магистрали. При всех негативных тенденциях постперестроечного времени, как считает Вячеслав Степанович, рабочий спорт на дороге сохранился благодаря активности железнодорожников. Они, как и прежде, с большим желанием участвуют в спортивных мероприятиях. А вопросы их подготовки и проведения во многом взял на себя профсоюз.
Утверждённые планами первичных профсоюзных организаций и администраций спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные спортивные мероприятия снова стали на столичной магистрали регулярными. Из них формируется единая система организации и проведения соревнований на всех уровнях – узловом, региональном, дорожном, корпоративном. Редко какие из этих состязаний обходятся без участия Куриленко. На соревнованиях дорожного уровня «Спорта поколений» возглавляемая им команда Московско-Курского региона «Энергия» 6 раз становилась победителем, трижды на соревнованиях данного формата Вячеслав Степанович приводил к победе коллектив МЖД на сетевом уровне.
Спорт – это движение, это жизнь. В этом Вячеслав Степанович убеждался многократно. Поэтому железнодорожники всегда считали его своим на лыжне и в спортивном зале. Даже после того, как в 2019 году Куриленко перенёс тяжелейшую операцию на сердце, он ни в чём не изменил своим принципам. Всегда в отличной физической форме, Вячеслав Степанович и сегодня готов пешком «отмотать» 5, а то и все 10 км. И делает это с огромным удовольствием!
По глубокому убеждению почётного работника транспорта РФ, почётного железнодорожника, лауреата премии дорпрофжела Вячеслава Степановича Куриленко, физическая активность несёт мощный эмоциональный заряд. В канун Дня компании он искренне желает всем своим коллегам здоровья. И добавляет при этом, что самый верный путь для сохранения лучшего самочувствия лежит через регулярные занятия физкультурой и спортом.