Машинист эксплуатационного локомотивного депо Батайск Сергей Волков практически в одиночку совершил восхождение на Эльбрус.
Произошло это во время его отпуска. Сергей совершил восхождение с севера, покорив 2 вершины, восточную и западную.
– Я задумал это в 2014 году, когда находился на горе Фишт в Краснодарском крае. Давно хожу в горы. Был несколько раз на Пшеха-Су, Оштен. Но на Эльбрус никогда не поднимался. Мне нравится смотреть с вершин на раскинувшиеся пейзажи.
Впервые взойти на Эльбрус Сергей пробовал в 2017 году, но у него не получилось, потому что он не смог найти партнёров, которые пошли бы с ним в горы. А идти один он тогда не решился.
На следующий год он опять пытался совершить восхождение, но стояла плохая погода. А в 2020 году его планы нарушила пандемия.
– В 2021 году я поставил перед собой цель хотя бы попробовать подняться на вершину, – говорит Сергей. – Для меня было принципиально не просто оказаться на горе, как делают некоторые – заходят с юга, поднимаются на подъёмнике, заезжают на ратраке почти на 5 тыс. м. От этого места остаётся до вершины всего около 800 м. А я хотел проделать этот путь своими ногами.
В детстве он занимался велоспортом, становился призёром чемпионата России. Поэтому ему важно было подняться на гору с северной стороны, где можно положиться только на свои силы.
Сергей серьёзно готовился к восхождению. Но когда в августе наступил отпуск, в горах опять была плохая погода.
– Мой знакомый из Санкт-Петербурга делал восхождение на Эльбрус 11 августа, но у него не получилось, – говорит машинист. – Стоял туман, шёл дождь.
Сергей узнал, что представители клуба «Планета» из Ростова-на-Дону будут делать восхождение с северной стороны с 14 по 21 августа. Созвонился с гидом и договорился присоединиться к группе, пройти с ними акклиматизацию.
В Кисловодск машинист приехал 14 августа, добрался до поляны Эммануэля. Отсюда начинается восхождение к вершине горы Эльбрус. Перед этим в горах прошёл сильный дождь, смыло мост возле Джилу-Су, и ему пришлось пересечь реку вброд.
Первая его ночёвка была на поляне Эммануэля, которая находится на северном склоне на высоте 2500 метров над уровнем моря. Так получилось, что он не нашёл ростовскую группу, и не смог присоединиться к ней. Но Сергей хорошо изучил карту местности и тропу, по которой следовало подниматься до Штурмового лагеря, и ни о чём не беспокоился.
На следующий день, 16 августа, он узнал, что 18 августа больше половины дня будет стоять солнечная и безветренная погода, благоприятная для восхождения.
Поднимаясь 16 августа в Штурмовой лагерь на высоту 3800 м, Сергей попал в дождь со снегом, градом, да ещё и с грозой. Промок насквозь. Но после обеда погода нормализовалась, появилось солнце. После спуска в приют на поляну Эммануэля, он чувствовал себя хорошо, и решил, что надо рискнуть и пойти вечером 17 августа на подъём, чтобы 18 августа быть на вершине, потому что другой возможности в этом году у него больше не будет.
Сергей собрал палатку и выдвинулся в долину Каменных грибов, которая находится на высоте 3200 метров, где и решил переночевать, потому что в Штурмовой лагерь до темноты он дойти не успевал. Всю ночь шёл сильный дождь. После этого он отправился в Штурмовой лагерь с рюкзаком за плечами, который со всем снаряжением весит около 30 кг. Там он встретил группу ростовчан, которая собиралась идти на подъём в ночь с 20 на 21 августа. Но Сергей ждать не хотел, погода могла испортиться. И хотя он ещё не завершил акклиматизацию, но решил подняться настолько, насколько сможет.
Восхождение обычно идёт всю ночь. Группы выходят со Штурмового лагеря с 21.00 до 24.00.
Сергей договорился часть пути пройти с группой из Смоленской области, потому что на леднике есть опасный участок – летом на нём образуются трещины. Поэтому ходить одному по леднику нежелательно. Днём трещины видно, а ночью с фонариком их можешь не заметить.
Восхождение группы началось в 22.00. Пройдя с партнёрами опасный участок, который был примерно 300-400 м, Сергей дальше отправился сам, обогнав остальных.
– Я шёл быстрей, чем вся группа, в полном обмундировании, чувствовал себя на тот момент хорошо, одышки не было, симптомов горной болезни не ощущал, – вспоминает Сергей. – Впереди меня находились ещё 2 группы, которые стартовали раньше. Обогнав их, я пошёл на вершину первым. Тропу, которая была припорошена снегом, было хорошо видно, и можно было по ней идти.
Сергей рассказал, что в 3 часа ночи в горах в безветренную погоду с полным штилем и с огромным чёрным небом с мерно сияющими звёздами над головой температура воздуха была примерно минус шесть градусов. На высоте 4800 м, где есть развилка, ему пришлось остановиться и подождать остальную группу, потому что он точно не знал, куда идти дальше. Потом продолжил движение классическим маршрутом с северного склона на восточную вершину горы.
– До вершины оставалось 800 м, но они мне после остановки дались очень тяжело, – вспоминает машинист.
На высоте 5100 м он решил остановиться и выпить горячего чая. Перекусив также сухофруктами и орехами, он отправился дальше. Но состояние организма лучше не стало – это был недостаток кислорода.
Но сдаваться Сергей не хотел. Примерно с высоты 5200 метров он шёл так: делал 10-15 шагов, после чего останавливался и глубоко дышал. Набрав кислорода, опять делал 10-15 шагов, и опять останавливался. Так он добрался до самой восточной вершины. Чем меньше до неё оставалось, тем более вертикальным становился уклон. К тому же тропа была заснеженной, и шаги давались очень тяжело.
Сергей поднялся на восточную вершину высотой 5621 м в 7.30 утра первым. Погода стояла отличная, светило солнце, пейзаж был прекрасным. Состояние организма постепенно нормализовалось. А потом он поднялся и на западную часть горы высотой 5642 м.
– Я осуществил свою мечту, – говорит Сергей. – Почти в одиночестве поднялся на Эльбрус. Головокружение вместе со слезами радости и счастья у меня было от увиденной вокруг красоты. Снег примерно лежал на высоте 3800 метров, ниже его не было.
В следующий раз Сергей хочет подняться на Эльбрус другим маршрутом – с восточной стороны.