Перед Великой Отечественной войной на магистрали заложили основы будущих спортивных успехов. Редакция продолжает серию публикаций о развитии спорта на предприятиях Западно-Сибирской железной дороги, посвящённых 85-летию РФСО «Локомотив». Сегодня наш рассказ о событиях в предвоенные годы.
Председатель совета ветеранов Центрального округа города Новосибирска, активист совета ветеранов управления Западно-Сибирской железной дороги Владимир Казаков рассказывает:
– В начале февраля 1936 года на полигоне Томской магистрали состоялись первые дорожные соревнования по конькобежному спорту, а 18–20 февраля прошли первые дорожные лыжные гонки. Победители и призёры вошли в сборную команду дороги, которая отправилась в Москву для участия в первых Всесоюзных лыжных соревнованиях спортивного общества «Локомотив». Этот турнир проходил на станции Лосиноостровская. Сибиряки заняли второе общекомандное место. В личном первенстве в лыжной гонке на 20 км, в которой участвовали 186 сильнейших спортсменов–железнодорожников страны, призёром стал инструктор по лыжному спорту ДСО «Локомотив» Томской железной дороги Фёдор Ивачёв. Он занял третье место.
Отличились в спорте железнодорожники Западной Сибири и на региональном уровне. Например, в марте 1936 года первая хоккейная команда общества «Локомотив» из Новосибирска выиграла городское первенство. Победа так окрылила железнодорожников, что они удерживали чемпионство до 1940 года.
Весной 1936 года силами общественности на железнодорожных узлах Барнаул, Белово и Топки стали возводить стадионы, а в строящихся загородных парках культуры и отдыха железнодорожников в Новосибирске и Тайге создавали лыжные базы и лодочные станции. Охотничьи базы появились на станциях Тихомирово и Бочаты. В Новосибирске за институтом военных инженеров транспорта в конце Красного проспекта создали охотничий стенд, началось строительство автомотоклуба. Помимо этого, на полигоне дороги были открыты сотни волейбольных и городошных площадок, футбольных полей. Они стали местом проведения физкультурных и спортивных мероприятий, в которых в 1936 году приняли участие 8714 железнодорожников и членов их семей. Кроме этого, возводились так называемые полосы ГТО (физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»).
– В том году на дороге уже было 1670 значкистов ГТО, – подчеркнул Владимир Казаков. – К сдаче норм ГТО относились очень серьёзно – это была настоящая государственная программа по подготовке здоровых, крепких людей. О том, что скоро будет большая война, старались тогда не говорить, но её приближение чувствовалось, исходя из складывающейся политической обстановки в мире, и к ней повсеместно готовились.
Впрочем, укрепление здоровья сотрудников с помощью спорта было важно и для производства. С ростом числа спортсменов и физкультурников на дороге сократилось число простудных заболеваний, уменьшилось количество людей, использующих больничный лист, повысилась производительность труда.
– Люди понимали важность своего здоровья, поддерживали его с помощью физкультуры и активно участвовали в спортивной жизни предприятия и дороги в целом, – акцентировал Владимир Казаков.
Организационная структура спортобщества железнодорожников тогда выстроилась следующим образом – первичными организациями ДСО «Локомотив» были коллективы физкультуры на предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях. Они подчинялись непосредственно оргбюро узловых советов спортобщества. Такие оргбюро были созданы в Рубцовске, Барнауле, Чулымской, Новосибирске, Болотной, Эйхе (ныне – Инская), Промышленной, Белово, Усятах (ныне – Прокопьевск), Новокузнецке, Кандалепе, Топках, Тайге, Томске, Мариинске, Боготоле, Крахале, Ачинске, Ужуре и Абакане. Они организовывали спортивную работу в коллективах и руководили ею, аккумулировали средства и спортинвентарь для создания на железнодорожном узле объединённых баз, работали с инструкторскими кадрами.
В марте 1936 года, в связи с разукрупнением дороги, на Томской магистрали осталось 14 узловых советов из прежних 20-ти.
26 мая 1936 года Совет народных комиссаров СССР принял решение об упразднении оргбюро спортивных обществ при наркоматах и создании их при Центральном комитете (ЦК) профсоюзов. В соответствии с данным решением эти структуры на магистрали были реорганизованы в 6 самостоятельных территориальных оргбюро центральных советов спортобществ при ЦК профсоюзов рабочих железных дорог. Было изменено и название спорт-обществ. Так, при ЦК профсоюзов рабочих железных дорог Востока и Дальнего Востока было создано оргбюро центрального совета (ЦС) ДСО «Локомотив Востока» в городе Новосибирске.
17–21 августа 1936 года сборная команда Томской железной дороги, выступая на I летней спартакиаде ЦС ДСО «Локомотив Востока» по семи видам спорта, заняла общее первое место. Кроме спортивных наград, ей было вручено переходящее Красное Знамя ЦК профсоюза железнодорожников Востока и Дальнего Востока.
А 30 августа 1936 года в Новосибирске прошёл физкультурный парад, посвящённый XIII Международному юношескому дню. Шествие открыла колонна ДСО «Локомотив Востока», в которой было 1600 человек. В первых рядах шли чемпионы и призёры спортивных состязаний, участники лыжных пробегов, железнодорожники–стахановцы.
13 февраля 1937 года состоялась I дорожная конференция ДСО «Локомотив Востока» Томской железной дороги, на которой был избран дорожный совет спортобщества в составе 21 члена и 5 кандидатов. На первом пленуме этого дорсовета избрали президиум из 7 человек. А 10 июля 1937 года на втором пленуме дорсовета был избран освобождённый председатель – Константин Жарков.
На II дорожной конференции ДСО «Локомотив Востока», которая состоялась 5 июля 1938 года, был утверждён устав спортивного общества. Его особенностью стало то, что уже не узловые, а районные советы спортобщества при райпрофсожах (районных профсоюзных организациях железнодорожников) стали руководящими органами. Теперь они объединяли все коллективы физкультурников предприятий и учреждений на полигоне дороги, а узловые советы утратили своё значение. Таким образом, на Томской магистрали появились райсоветы Рубцовска, Барнаула, Новокузнецка, Белово, Топок, Тайги, Новосибирска и Эйхе. Исключение составили Барнаульский вагоноремонтный завод и управление дороги, которые подчинялись непосредственно дорожному совету.
В конце 1930-х годов спортсмены Томской железной дороги демонстрировали отменные результаты на состязаниях различного уровня. Так, в 1937 году команда баскетболистов дорсовета ДСО «Локомотив Востока» заняла первое место на отборочных соревнованиях и получила право на участие в первенстве РСФСР. А в 1938 году команда лыжников Томской магистрали заняла первое место на первенстве ЦС ДСО «Локомотив Востока».
В 1939 году наши железнодорожники приняли участие во Всесоюзных соревнованиях по лыжным гонкам. Инструктор Фёдор Ивачёв занял 3-е место, пройдя 50-километровую дистанцию за 3 часа 23 минуты 27 секунд. Он стал в Сибири первым мастером спорта СССР по лыжам.
На 1 января 1941 года спортобщество «Локомотив Востока» Томской железной дороги подошло к пятилетию своего образования со следующими результатами. В его рядах теперь числилось 6266 человек. За прошедшие годы было подготовлено 5710 значкистов ГТО. В обществе работали 9 штатных инструкторов физкультуры и 217 общественных инструкторов по различным видам спорта.