В этом году Российское физкультурно-спортивное общество «Локомотив» отмечает 85-летие.
Единой командой
Подготовка к рождению спортобщества «Локомотив» началась 3 ноября 1935 года с сообщения в газете «Красный спорт», 5 декабря 1935 года был утверждён его устав, а 12 января 1936 года добровольное спортивное общество железнодорожников появилось официально.
История отделения «Локомотива» Северной дороги тесно связана с историей центрального общества и дорожных отделений. Если устав гласил, что общество «Локомотив» «ведёт работу по физкультуре и спорту, укрепляя здоровье железнодорожников», то это же делали и северяне. Как и по всей стране, на Северной вступление в общество было добровольным. Взносы – символическими. Например, в 1939 году вступительный взнос с инженеров, рабочих и служащих составлял 1 рубль, ежемесячный – 50 копеек. Со студентов за вступление брали 50 копеек, далее – 20 копеек. По всей стране в «Локомотив» сразу вступили десятки тысяч железнодорожников.
В 1955 году в нём состояло полмиллиона человек, в 1966-м – 1 млн 250 тыс. человек, в 1980-м – 2 млн 250 тысяч.
За 85 лет «Локомотив» трижды юридически преобразовывался. В 1946 году из Добровольного спортивного стал Всесоюзным добровольным спортивным, в апреле 1992 года – Российским физкультурно-спортивным обществом, объединившим физкультурно-спортивные клубы железных дорог, железнодорожных учебных заведений, метрополитена и транспортных строителей. В 2012 году «Локомотив» получил статус спортивного оператора холдинга «РЖД». Сейчас в нём действует 16 структурных подразделений и 55 самостоятельных региональных отделений. На Северной магистрали – Ярославский филиал РФСО «Локомотив» под руководством Алексея Плетнева.
Спорт для всех
В 1936 году состоялась первая спартакиада железнодорожников. С этого момента Северная магистраль вписывает имена своих спортсменов в общую летопись «Локомотива». Опередив Казанскую и Октябрьскую дороги, на спартакиаде победили лыжники Северной. Это была не первая победа северян в лыжных гонках. Ещё до создания «Локомотива», в 1933 году, в Парголово, под Ленинградом, прошло первое лыжное первенство среди железнодорожников страны. Чемпионами стали северяне. Они же завоевали золото на зимней спартакиаде в Саратове в 1934 году.
Кроме лыжного на Северной магистрали до войны были популярны конькобежный спорт, лёгкая атлетика, пулевая стрельба. А ещё футбол: уже в начале ХХ века на дороге действовала молодёжная футбольная команда «Железнодорожный кружок футболистов».
В Великую Отечественную войну спортивная подготовка в «Локомотиве» велась в соответствии с нуждами военного времени. На Северной, как и на всех дорогах, учили рукопашному бою, лыжам, метанию гранаты, преодолению полосы препятствий. За военные годы северяне в составе общества «Локомотив» дважды завоевывали Красное знамя ВЦСПС за массовую подготовку бойцов.
После войны Северное отделение «Локомотива» переживает бурное развитие. Создаются спортивные секции и сеть спортивных школ. Наряду с традиционными лыжами, футболом и лёгкой атлетикой популярными становятся городки, гребля на байдарках, волейбол, плавание. Многое держится на энтузиастах. Например, в те годы молодой специалист Евгений Курочкин в 1959 году создал в Ярославле юношескую секцию гребли на байдарках и каноэ. В секции занимались ученики ярославских школ. Северная железная дорога приобрела для них байдарки и другое оборудование. Сам Курочкин тренировал ребят на общественных началах. Секция просуществовала до 1970 года. За это время её воспитанники вместе с тренером пять раз участвовали во всесоюзных соревнованиях.
В 1963 году на состязаниях в Киеве два воспитанника секции выполнили нормы мастеров спорта.
Сейчас у РФСО «Локомотив» и его Ярославского филиала – новый расцвет. Ежегодно «Локомотив» проводит более 10 всероссийских и 200 дорожных соревнований. В них участвуют 15 тысяч железнодорожников и их семей. Изменились и популярные виды спорта. Ушли в прошлое городки, появились регби, пляжный волейбол и трейлраннинг. На Северной дороге гордятся спортсменами, занимающими высокие места в железнодорожных соревнованиях, такими как Вячеслав Авдонин (гиревой спорт, Республика Коми); Инна Белых (настольный теннис, Ярославль); Александр Щипков и Артём Савчук (плавание, Ярославль); Евгения Новожилова (пляжный волейбол, Ярославль); Геннадий Дубровин (трейлраннинг, Ярославль).
… и высоких достижений
С 1952 года спортсмены РФСО «Локомотив» участвуют в Олимпийских играх. За это время они завоевали 82 медали различного достоинства. Среди олимпийцев – северянка-легкоатлетка, чемпионка XVII Олимпийских игр 1960 года в Риме по прыжкам в длину Вера Крепкина (Калашникова). Она родилась в 1933 году в Котельниче Кировской области, позднее семья переехала в Шарью Костромской области. Соревнования железнодорожников Северной железной дороги 1949-го года в Вологде стали первыми для будущей чемпионки. Семиклассница Вера бежала босиком, в чужих трусах, под чужой фамилией, прибавив себе год. Прибежала первой, но победу ей не засчитали. Зато её заметила тренер Валентина Дорогова, предложила поступить в Вологодский железнодорожный техникум и заниматься в детско-юношеской спортивной школе. Через три года Вера уже вошла в сборную СССР. В 1953-м вышла замуж и вместе с мужем подполковником Михаилом Крепкиным переехала в Киев. В 2008 году ушёл из жизни её супруг, в 2011-м – сын. Вера Крепкина по-прежнему жила в Киеве. Последнее упоминание о ней в СМИ было в 2018 году.
К спорту высоких достижений, безусловно, относится и Хоккейный клуб «Локомотив». На сегодня это один из пяти профессиональных клубов, выступающих под брендом «Локомотива». Юбилей РФСО «Локомотив» и его Ярославского филиала Северная железная дорога отметила выпуском фотоальбома «Дорога достижений».
Впереди у общества новые спортивные достижения, яркие спортивные имена и, конечно, укрепление здоровья железнодорожников.