В начале славных дел

"Транссиб", 25 января 2021 года
Олег Таран
В начале славных дел

Спортивное движение на Западно-Сибирской магистрали зародилось ещё в 20-е годы прошлого столетия. Российское физкультурно-спортивное общество «Локомотив» 12 января 2021 года отметило 85-летие со дня образования. Газета «Транссиб» начинает публикацию серии юбилейных материалов, посвящённых зарождению и развитию спорта и физической культуры на Западно-Сибирской железной дороге.

Спортсмены–западносибирцы в ХХI веке уже 9 лет подряд лидируют на сетевых соревнованиях как в командном, так и в медальном зачёте. Традиция побеждать в спорте закладывалась ещё в 20-х годах прошлого века.

О том, как всё это начиналось, «Транссибу» рассказывает Владимир Казаков – председатель совета ветеранов Центрального округа города Новосибирска, активист ветеранской организации управления Западно-Сибирской железной дороги, человек, который около 30 лет проработал на руководящих должностях в спортобществе «Локомотив».

– Указанием Наркомата путей сообщения 12 января 1936 года было объявлено днём рождения спортивного общества «Локомотив», – говорит Владимир Алексеевич. – Но он стал официальной датой образования нашего спортобщества, в то время как спорт на Западно-Сибирской магистрали зародился гораздо раньше и развивался к тому времени уже свыше 10 лет.

Владимир Казаков в подтверждение своих слов показал фотографию 1924 года, на которой изображён кружок физкультуры на станции Ново-Николаевск.

– Представляете? Недавно завершились две революции, две страшные войны, страна только-только поднималась из разрухи, но люди тянулись к новой жизни, к чему-то светлому, лучшему, – подчёркивает ветеран. – Одной из примет нового времени и стало увлечение советских граждан спортом.

Фотография примечательна тем, что у изображённой на ней спортивной команды есть уже униформа, а на ней даже свой логотип, имеется флаг с наименованием кружка, а на переднем плане – футбольный мяч, большая редкость по тем временам. И что немаловажно – вместе со спортсменами сфотографированы дети, которые по примеру родителей тоже тянулись к спорту, стремясь быть сильными и здоровыми.

В связи с ростом интереса железнодорожников, особенно молодёжи, к спорту, кружки физической культуры появились не только в Ново-Николаевске, но и на других станциях Томской магистрали: Клюквенная, Красноярск, Абакан, Ужур, Боготол, Мариинск, Тайга, Топки, Томск II, Болотная. Хотя спортплощадки ещё были кустарными, остро не хватало инвентаря, практически не было униформы, а методика занятий оставляла желать лучшего, люди всё равно шли заниматься спортом, прививая здоровый образ жизни членам своих семей.

Когда спортобъекты уже не вмещали всех желающих, в ноябре 1930 года на I всесоюзной конференции было принято решение о переходе от отдельных кружков к коллективам физкультуры. Соответственно, на Томской дороге такие коллективы были созданы при депо, дистанциях, на станциях и ведомственных заводах.

Следующей важной вехой в спортивном железнодорожном движении стало избрание бюро физкультуры и спорта при ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта. Это событие произошло в июле 1932 года в Москве на общесетевой конференции физкультурников–железнодорожников. А в октябре 1935 года с целью создания объединяющего спортивного центра при Наркомате путей сообщения СССР было разрешено организовать Всесоюзное добровольное спортивное общество «Локомотив».

– Это вызвало небывалый подъём трудового энтузиазма и спортивной активности молодёжи Томской железной дороги, – отмечает Владимир Казаков. – Уже 9 ноября 1935 года на дорожном совещании физкультурного актива магистрали было избрано оргбюро дорожного совета спортобщества «Локомотив» в составе 21 человека. Неосвобождённым председателем оргбюро стал первый заместитель начальника дороги Михаил Зуев, а ответственным секретарём избрали инструктора дорпрофсожа Константина Жаркова. Кстати, именно Жарков, будучи в 80-летнем возрасте прикованным к больничной койке, рассказывал мне под запись историю зарождения спорта на нашей магистрали.

Тогда же состоялось I дорожное совещание физкультурного состава дороги, на котором приняли обращение с призывом к работникам магистрали вступать в спортобщество «Локомотив», организовывать команды, помогать строить спортобъекты, причём не только на железнодорожных узлах, но и на станциях, в дистанциях пути, депо и вагонных участках.

– И этот призыв был услышан, – акцентирует ветеран. – Физкультурники дороги силами общественности, с помощью хозяйственных руководителей и профсоюзных организаций за короткие сроки оборудовали лыжные станции и базы, залили катки в Новокузнецке, Тайге, Боготоле, Новосибирске, на станции Эйхе (ныне Инская), организовали новые команды.

Если к моменту создания «Локомотива» на дороге было 53 коллектива физкультуры, в рядах которых насчитывалось 2 тыс. 385 железнодорожников и членов их семей, то после обращения физкультурного актива буквально за месяц было подано свыше 4 тыс. заявлений о вступлении в спортобщество.

В ознаменование этого события, а также с целью разъяснения задач «Локомотива» вдоль линий железных дорог, невзирая на сильный мороз и пургу, было совершено несколько лыжных переходов, в которых участвовали студенты и преподаватели Новосибирского института военных инженеров транспорта, Томского электромеханического института инженеров транспорта, а также лыжницы Омского железнодорожного узла.

– Вот с такими итогами мы подошли к 12 января 1936 года, – резюмирует Владимир Казаков.

ТЕГИ: Западно-Сибирская ж.д. | история |

Теги

 РФСО Локомотив  волейбол  футбол  2016  хоккей  2017  шахматы  2015  лыжные гонки  Спартакиада  художественная гимнастика  Локобол  Сочи  дети  МССЖ  баскетбол  РОСПРОФЖЕЛ  лыжи  Северо-Кавказская ж.д.  ЗОЖ  легкая атлетика  2014  Илья Вдовин  Южно-Уральская ж.д.  Бег  настольный теннис  Октябрьская ж.д.  бадминтон  Свердловская ж.д.  РЖД  Западно-Сибирская ж.д.  мини-футбол  Локомотив  Куйбышевская ж.д.  РФСО "Локомотив"  Красноярская ж.д.  Московская ж.д.  ветераны  Горьковская ж.д.  Ярославль  ДФЛ  Кубок ОАО "РЖД"  марафон  ФСК  Дальневосточная ж.д.  Северная ж.д.  Юго-Восточная ж.д.  Забайкальская ж.д.  Восточно-Сибирская ж.д.  Калининград  МЖД  дзюдо  Приволжская ж.д.  Кубок РОСПРОФЖЕЛ  пляжный волейбол  ГТО  плавание  ЖФЛ  Летняя Спартакиада  Локомотив-Кубань  БАМ  Сапсан Арена  ФК Локомотив  онлайн-марафон  Локобол-РЖД  регата  Форум ГТО  Железнодорожная футбольная лига  Новосибирск  МОСК  онлайн-шахматы  ФК "Локомотив"  Красноярск  Локо Кап Онлайн  Loko Open  Спартакиада детей  Мывместе  Локобол-2021  Кубок РОСПРОФЖЕЛ по хоккею  спортивное ориентирование  пляжный футбол  З-СИБ  пересвет  ОКТ  Велопробег  гиревой спорт  локогимнастика  Кубок РОСПРОФЖЕЛ по хоккею с шайбой 2014  Туриада  ХК Локомотив  Гимнастика  Спартакиада работников РЖД 2015  сборная РФСО Локомотив  Спартакиада 2014  Тында  Нагорных  СВЕРД  Екатеринбург  Марафон Победы  регби  День железнодорожника  Чемпионат по шахматам  велоспорт  Loko Cup Online  КЛНГ  В-СИБ  Кубок Вызова  Спартакиада детей работников РЖД  Кубок РФСО Локомотив  РПЛ  Нальчик  ЖДФЛ  Кубок Гудка  МИИТ  футбол 8х8  Кубок ОАО "РЖД" по волейболу  мы вместе  пенза  Чемпионат  Санкт-Петербург  ПФК Локомотив  Кубок Президента по волейболу  Кубок президента ОАО РЖД 2015  Голдобин  СЕВ  Локоволей  спорт  Локобол-2014-РЖД  Локобол-РЖД-2021  БК "Локомотив-Кубань"  Спорт поколений  Кубок Семина  КРАС  Зеленоградск  Чемпионат по пляжным видам спорта 2014

ПАРТНЕРЫ РФСО «ЛОКОМОТИВ»

РоспрофжелГудокДФЛБлагосостояние
© 2024 РФСО «Локомотив»