Наша цель – здоровый коллектив

"Красноярский железнодорожник", 20 сентября 2020 года
Артем Яковлев
Наша цель – здоровый коллектив

На Красноярской магистрали реализуется комплекс мероприятий, направленных на поддержание активного образа жизни. В ОАО «РЖД» принята концепция здорового образа жизни на 2020–2025 годы. Разработан также план мероприятий по её реализации. Эти документы – важный элемент корпоративной социальной политики холдинга.

Меры, предусмотренные концепцией, позволят снизить заболеваемость в коллективах и повысить производительность труда.

Олег Злотников, заместитель начальника Красноярской железной дороги по кадрам и социальным вопросам.

– Олег Викторович, как выполняются планы концепции на нашей дороге?
– На Красноярской магистрали реализуется широкий комплекс мероприятий, направленных на поддержание здорового образа жизни работников. Эти меры выполняются в соответствии с планом мероприятий по реализации долгосрочной концепции, принятой в ОАО «РЖД».

Значимость этих мер, думаю, не нужно пояснять. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье человека лишь на 10% задано врождёнными факторами. В самой значительной степени – более чем на 50% – оно определяется именно образом жизни.

– Как были сформированы направления концепции здорового образа жизни?
– В течение 2020 года в компании «РЖД» проведено масштабное исследование того, как железнодорожники относятся к здоровью и здоровому образу жизни. Подобное исследование проводилось, в том числе, и на полигоне нашей дороги. Мы получили широкий срез данных, своеобразный базис, на основе которого можем выстраивать дальнейшую работу. В частности, согласно данным исследования, доля работников ОАО «РЖД», ведущих здоровый образ жизни (ЗОЖ), составила 11% (10,2% – среди мужчин и 12,8% – среди женщин). На нашей дороге ситуация значительно лучше – здорового образа жизни придерживается около трети красноярских железнодорожников. Однако ситуация также далека от идеальной.

По итогам исследований сформированы девять основных направлений работы, которые вошли в концепцию здорового образа жизни. Спектр её широк – это и обеспечение здорового питания, и программы психологического здоровья и поддержание должных условий труда, и, конечно, спорт. Концепция касается почти всех сторон труда и жизни железнодорожников, вплоть до, например, профилактики вредных привычек.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о ключевых направлениях концепции. В частности, вышеупомянутые вредные привычки – какая из них самая распространённая у железнодорожников? С чем будем бороться в первую очередь?
– Самая распространённая – это курение табака. Железнодорожники, к сожалению, курят больше чем среднестатистические россияне. По данным Минздрава сегодня курят 29% россиян, а среди работников ОАО «РЖД» эта доля составляет 29,6%. Среди них – 36% мужчин и 14,3% женщин. Значительно распространено курение среди рабочих (35%), при этом 16% не планируют бросать.

На Красноярской дороге ситуация относительно благополучная. Среди наших железнодорожников доля курящих ниже средней по стране – 27%. Однако всё равно это каждый четвёртый работник дороги. При этом 5,4% сотрудников заявили, что они не представляют свою жизнь без сигарет.

На полигоне нашей дороги систематически ведётся работа по мотивации отказа от курения, регулярно проводятся антитабачные акции, в том числе ежегодная акция «Куришь? Бросай!», приуроченная ко Всемирному дню без табака. Мы планируем, что по результатам реализации мероприятий в рамках профилактики потребления табака доля курящих работников ОАО «РЖД» к 2025 году сократится на 10%.

– Какова ситуация со второй из классических вредных привычек – алкоголем?
– Этой проблеме также уделяется внимание. Хочу отметить, что в России за последнее десятилетие достигнуты значительные успехи в борьбе с пьян­ством. Потребление алкоголя в стране, по данным Минздрава, снизилось с 15,7 литра на душу населения в 2008 году до 9,3 литра в 2018 году. Тем не менее, государство намерено снижать его и в дальнейшем.

На железной дороге систематически ведётся работа по разъяснению вреда употребления алкоголя. Просветительские акции проводят наши медики, – они встречаются с коллективами, рассказывают о вредных последствиях, о сложностях со здоровьем, которые возникают при регулярном употреблении алкоголя.

Кроме того, в концепции прописаны мероприятия, которые помогут поддерживать здоровое питание и улучшат так называемый питьевой режим железнодорожников.

– В чём основные задачи мероприятий этого направления?
– ВОЗ считает нездоровое питание ведущим фактором риска развития многих заболеваний. По итогам нашего социологического исследования, доля работников ОАО «РЖД», не следующих принципам здорового питания, составила 45,4% (49,9% среди мужчин и 34,6% среди женщин). А среди рабочих эта доля превышает 50%.
Для того, чтобы улучшить ситуацию, мы ведём работу по пропаганде здорового питания. Улучшать ситуацию мы можем, например, разъясняя железнодорожникам его принципы и пользу.

Так, по рекомендациям ВОЗ оно должно включать достаточное потребление определённых категорий продуктов (фрукты, овощи, бобовые, орехи и цельные злаки), потребление свободных сахаров и соли должно быть максимально сокращено. Сам рацион должен быть сбалансирован, то есть содержать необходимое количество белков, углеводов, жиров и полезных веществ.

Помимо этого, значительная часть работников пользуется услугами наших железнодорожных столовых. Сейчас на сети «РЖД» 337 объектов производственного питания. В ближайшее время в холдинге будет внедрена новая операционная модель производственного питания. Она предполагает ряд мер. В частности, это стандартизация форматов обслуживания и качества.

Она позволит поддерживать должный уровень обеспечения наших работников питанием – как по вкусовым его качествам, так и по формату его предоставления. Также важный элемент новой модели – это установление дифференцированных цен на услуги питания в зависимости от региона.

Результатом реализации мероприятий по внедрению здорового питания будет являться увеличение доли работников ОАО «РЖД», соблюдающих рекомендации по здоровому питанию, на 5% к 2025 году по сравнению с показателями социологического исследования 2020 года.

– Давайте перейдём от вредных привычек – к полезным. Что говорит железнодорожная концепция ЗОЖ по поводу физической активности?
– По нашим данным, сегодня регулярно вовлечены в физическую активность 40,3% железнодорожников, в том числе 42,2% мужчин и 35,5% женщин. Как видим, это даже меньше половины наших работников. А среди женщин так и вовсе лишь чуть более трети. На Красноярской дороге доля железнодорожников, занимающихся спортом, составляет 49%. Целевой показатель концепции ЗОЖ – к 2025 году обеспечить рост работников, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 55%.
Ключевой мерой для достижения этого показателя будет организация физкультурной и спортивно-массовой работы. На текущий момент на полигоне Красноярской дороги функционирует 22 физкультурно-спортивных клуба. До конца года планируется дополнительно создать десять новых клубов.

Кроме того, на магистрали работает семь спортивных объектов (стадионы, комплексы и т.д.), в которых силами инструкторского состава организованы занятия в 194 секциях. В них занимаются более 2,5 тысячи человек, из которых 93% – железнодорожники. На этих объектах организованы кружки и секции по таким видам спорта, как футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, плавание, лёгкая атлетика, лыжный спорт, шашки, шахматы, фитнес и другие.


Не одно десятилетие работает на сети дорог система массовых спортивных мероприятий. Это одна из хороших традиций, которую мы сохранили с советских времён. В соревнованиях участ­вуют работники структурных подразделений филиалов холдинга, а также ветераны транспорта и дети железнодорожников.

Лучшие спортсмены-любители могут принимать участие в составах сборных команд железных дорог во всероссийских соревнованиях – спартакиадах, кубках, чемпионатах ОАО «РЖД». Так, по итогам 2019 года на сети дорог было проведено 16 всероссийских турниров для железнодорожников с охватом 6 186 человек, четыре всероссийских мероприятия с участием 40 528 детей, а также шесть дополнительных мероприятий для юных спортсменов с охватом 51 000 человек. В 171 соревновании дорожного и регионального уровней приняли участие более 12 тысяч работников ОАО «РЖД».

– Планируются ли меры по поддержанию не только физического, но и психологического здоровья железнодорожников?
– Несомненно. Работа на транспорте относится к числу видов деятельности с высоким уровнем стресса. Согласно показателям исследования социально-психологического климата в компании, доля железнодорожников, отмечающих выраженный и крайне высокий уровень стресса на рабочем месте, составила 33%.

Доля работников ОАО «РЖД», часто (3–4 раза в неделю) задерживающихся после окончания рабочего дня составляет 9%, 38% опрошенных спит по пять часов в день.
Учитывая динамичность, сложность и напряжённость железнодорожной работы, концепция ЗОЖ предусматривает ряд мероприятий. В частности, запланировано увеличение количество комнат и зон отдыха на предприятиях, в том числе для инженерно-технических работников. В подразделениях холдинга будут проводиться «Кружки благополучия», в том числе встречи с руководством для обсуждения нагрузки и возможностей профессионального развития, введения гибкого графика и профилактики агрессии. Предусмотрены антистрессовые программы обучения, проведение дней психоэмоционального здоровья, восстановительных мероприятий в комнатах психологической разгрузки, а также другие мероприятия. Ожидается, что совокупность этих мер позволит нам на 5% снизить к 2025 году долю работников ОАО «РЖД» с выраженным (крайне высоким) стрессом.

Особая программа в сфере стрессоустойчивости реализована на нашей дороге. Летом нынешнего года специалисты дорожного центра оценки, мониторинга и молодёжной политики разработали и провели серию коротких, так называемых, пульс-опросов. Они позволили оценить уровень выраженности стресса сотрудников Красноярской железной дороги. Были выделены четыре типа стресса, и по каждому из них разработаны уникальные рекомендации, позволяющие их снизить. В числе этих рекомендаций, например, перераспределение трудовой нагрузки, использование специальных электронных приложений по тайм-менеджменту и коротким спортивным тренировкам.

– Как будет выстроена работа в области профилактической медицины?
– На дороге уже не первый год успешно работает программа диспансеризации. В частности, в 2019 году медицинский диспансерный осмотр прошли 13 745 пациентов. Также на нашей маги­страли работают восемь медицинских учреждений. Они обеспечивают экспертизу профессиональной пригодности железнодорожников.
Важную роль играет сезонная вакцино-профилактика. Объёмы работы по этому направлению постоянно растут – например, в 2015 году мы поставили 15,7 тыс. вакцин от гриппа, а в 2019 – 30,26 тыс., то есть почти вдвое больше.

Кроме того, ведётся работа инженерно-врачебных бригад. В 2019 году на Красноярской железной дороге функционировали 49 таких бригад. В их деятельности принимали участие 25 цеховых терапевтов негосударственных учреждений здравоохранения «РЖД-Медицина». За счёт работы бригад мы смогли, например, снизить количество сверхурочных часов у работников локомотивных бригад в грузовом и маневровом движении.

В будущем мы планируем наращивать уровень охвата работников мероприятиями профилактической медицины. Предусмотрено и расширение их спектра, в частности, это создание отделений и кабинетов медицинской профилактики на базе учреждений здравоохранения ОАО «РЖД».

Особое значение сектор профилактической медицины принимает в текущих условиях, когда весь мир принимает меры по защите от коронавируса. В частности, запланировано приобретение на рабочие места новейших средств, контролирующих состояние здоровья (автоматические тонометры, бесконтактные термометры, тепловизоры), а также технических средств, способствующих улучшению производственной среды (ионизаторы воздуха, сплит-системы, увлажнители воздуха).

– Как будет осуществляться продвижение идей ЗОЖ среди железнодорожников?
– Эта задача будет решаться с использованием различных современных коммуникационных средств и технологий, социальной рекламы, включая разъяснительные лекции, выступления в корпоративных СМИ, наружной рекламной и печатной продукции (буклеты, листовки, памятки), а также введением рейтинга предприятий компании по уровню здорового образа жизни.

Инструментом популяризации ЗОЖ станет Сервисный портал работника ОАО «РЖД», где предполагается размещение специальных материалов, в том числе о необходимости занятий физкультурой, здорового питания, укрепления иммунитета, отказа от вредных привычек, поддер­жания эмоционально-психического здоровья.
Наша цель – повысить интерес работников компании к сохранению и укреплению своего здоровья. Я думаю, что эта цель будет понятна и одобрена всеми железнодорожниками, и над её достижением мы будем работать вместе.

ТЕГИ: Красноярская ж.д. | ЗОЖ |

Теги

 РФСО Локомотив  2016  волейбол  2017  2015  футбол  хоккей  Сочи  художественная гимнастика  лыжные гонки  МССЖ  Спартакиада  шахматы  Илья Вдовин  2014  Локобол  РФСО "Локомотив"  легкая атлетика  Ярославль  Кубок РОСПРОФЖЕЛ  Локомотив  баскетбол  РОСПРОФЖЕЛ  ЖФЛ  ветераны  Летняя Спартакиада  РЖД  ДФЛ  марафон  Форум ГТО  Калининград  Кубок ОАО "РЖД"  МОСК  Loko Open  Спартакиада детей  Сапсан Арена  настольный теннис  мини-футбол  ФК Локомотив  БАМ  Кубок РОСПРОФЖЕЛ по хоккею  Локомотив-Кубань  З-СИБ  Северо-Кавказская ж.д.  ОКТ  Кубок РОСПРОФЖЕЛ по хоккею с шайбой 2014  ГТО  ФК "Локомотив"  Спартакиада работников РЖД 2015  Октябрьская ж.д.  сборная РФСО Локомотив  Туриада  бадминтон  плавание  Спартакиада 2014  Велопробег  СВЕРД  Свердловская ж.д.  Железнодорожная футбольная лига  пересвет  Красноярская ж.д.  ХК Локомотив  Марафон Победы  КЛНГ  В-СИБ  Чемпионат по шахматам  Кубок Гудка  Спартакиада детей работников РЖД  Кубок РФСО Локомотив  пляжный футбол  Чемпионат  Кубок президента ОАО РЖД 2015  Западно-Сибирская ж.д.  Кубок Президента по волейболу  пляжный волейбол  СЕВ  ПФК Локомотив  гиревой спорт  Локобол-2014-РЖД  МЖД  Бег  Чемпионат по пляжным видам спорта 2014  Северная ж.д.  локогимнастика  КРАС  Екатеринбург
ОАО РЖД

ПАРТНЕРЫ РФСО «ЛОКОМОТИВ»

РоспрофжелГудокДФЛБлагосостояниеВТБ
© 2020 РФСО «Локомотив»