Второй год подряд золотую медаль и кубок в личных соревнованиях по шахматам международного фестиваля спорта для пенсионеров и ветеранов железнодорожного транспорта «Серебряная осень» завоевал представляющий Московскую железную дорогу мастер Международной шахматной федерации (ФИДЕ) 63-летний Юрий Полуэктов.
Талантливый инженер-энергетик и теплотехник, автор множества практических разработок в ОАО «РЖД» известен также как изобретатель прорывной системы фильтрации и поставщик инновационного локомотивного фильтра для очистки сжатого воздуха в тормозной системе. На этот уникальный по своим эксплуатационным характеристикам фильтр Юрий Евгеньевич имеет зарегистрированный патент. А до того, ещё в 1986 году, Министерство путей сообщения СССР и ЦК отраслевого профсоюза за другие достижения присвоило Полуэктову звание «Лучший организатор технического творчества на железнодорожном транспорте». С ветераном шахматных и инженерных баталий встретился обозреватель «Московского железнодорожника».
Первые шахматные успехи к Юрию Полуэктову пришли ещё в школе и студенческой молодости. В 1973–1978 годах Полуэктов был бессменным капитаном сборной МИИТа, успешно выступавшей в командных соревнованиях на первенство Москвы. В отдельных партиях Юрий побеждал известных гроссмейстеров, в какой-то момент после диплома всерьёз размышлял над выбором, делать ли карьеру шахматиста или инженера. Выбрал, как потом выяснилось, единственно правильный путь – шахматных мастеров много, а оригинальный локомотивный фильтр без Полуэктова вряд ли бы кто создал. Спустя несколько лет без отрыва от производства Юрий окончил экономический факультет МГУ.
В 1990-х годах, работая на Кипре по внедрению передовых технологий энергетики и теплотехники в сельском хозяйстве, Юрий Полуэктов стал чемпионом Кипра, победителем шахматных соревнований первых Игр доброй воли стран Средиземноморья. Сильному шахматисту было присвоено международное спортивное звание мастер ФИДЕ.
Юрий учился играть в шахматы на партиях чемпиона мира Василия Смыслова, который на всю жизнь стал для него примером, образцом надёжной стратегии, основанной на поисках гармонии. Тогда из правильной расстановки фигур и грамотных манёвров незаметно возникает решающая комбинация, позволяющая пленить короля соперника.
– Я системный человек, люблю раскладывать сложные планы на небольшие фрагменты, – рассказывает Юрий Евгеньевич. – Системный подход в шахматной игре очень помогает, особенно, когда времени на обдумывание ходов в обрез, по 8 минут на всю партию – это нечто среднее между блицем и рапидом. Важную роль в шахматах играет и интуиция, вырабатывающаяся с опытом.
Ну и мастерство, конечно же, в шахматах имеет значение, добавим мы. В 2018 году Полуэктов стал победителем спартакиады Москвы среди пенсионеров по шахматам. А недавно в пансионате «Берёзовая роща» завершился шахматный турнир в рамках международного ветеранского фестиваля «Серебряная осень», где участвовали железнодорожники всех дорог России, Федеральной пассажирской компании, Белоруссии, Казахстана. Юрий Полуэктов выиграл турнир по швейцарской системе и вновь, как и в прошлом году, уверенно занял первое место в личном зачёте. Его товарищи по шахматной команде поддержали почин, а вся сборная Московской железной дороги стала победительницей. Золотая медаль и кубок хранятся в совете ветеранов Московской железной дороги.
Не менее успешно Юрий Полуэктов проявил себя как инноватор. Тяга к изобретательству была у него с институтской поры, практические разработки появились у него ещё в период работы заместителем главного инженера Московско-Рязанского отделения столичной магистрали и затем в МПС СССР. Разработанный Полуэктовым локомотивный фильтр для очистки сжатого воздуха в тормозной системе, по мнению многих экспертов, является лучшим и самым эффективным в мире.
– Фильтр из нержавеющей стали имеет вихревой принцип действия, что сравнимо с эффектом смерча, – рассказывает Юрий Полуэктов. – Все тяжёлые группы – воды, масла, грязи – в результате вихревого потока «отползают» на стенку и удаляются в сливную ёмкость, а чистый воздух направляется в другую сторону. Фильтр плотно запаян в сварной «ящик», примесей он собирает намного больше, чем аналоги западных производителей. Устройство неразъёмное, необслуживаемое, без картриджей, его не надо периодически разбирать и чистить.
В месяц под авторским надзором производится 30–40 фильтров для локомотивного хозяйства РЖД, по стоимости они значительно дешевле западных аналогов. Срок службы фильтра Полуэктова составляет более 20 лет, а гарантия – 10 лет. С 2005 года сертифицированный вихревой фильтр, одобренный научно-экспертным советом ассоциации производителей и потребителей тормозного оборудования (АСТО) и ОАО «РЖД», устанавливается на грузовые и пассажирские локомотивы на Восточно-Сибирской, Дальневосточной и других железных дорогах, а также в Якутии. Фильтр Полуэктова эксплуатируется в экстремальных температурах ниже 60 0С и никогда не замерзает.
За 14 лет эксплуатации на локомотивах РЖД установлено свыше 3 тыс. фильтров Полуэктова, и ни один из них не вышел из строя, ни разу не было получено рекламации. Более широкому внедрению устройства препятствует то обстоятельство, что фильтр Полуэктова делается отдельно, а западные производители поставляют сразу в комплексе всю систему «компрессор – подготовка воздуха – фильтр – тормоза».
Интересно, что в основу своего изобретения инженер Юрий Полуэктов положил всё те же шахматные принципы – гармонию, надёжность, простоту, долговременный запас прочности. О чём это говорит? О том, что формирующиеся у игрока за шахматной доской логика и острота мышления потом выходят далеко за пределы древней игры мудрецов.
– Играйте в шахматы, друзья! – советует Юрий Полуэктов.