11 августа президент Российского университета транспорта (МИИТ), доктор технических наук, профессор Борис Лёвин отметил свой 70-й день рождения. Во многом благодаря ему МИИТ получил статус первого общетранспортного вуза. Исключительно талантливый человек – так говорят о нём коллеги. Сам же Борис Алексеевич подчёркивает: своим успехом обязан команде единомышленников.
За более чем 120-летнюю историю МИИТ видел множество талантливых руководителей. Среди них заслуженный деятель науки и техники РСФСР Николай Митюшин, генерал-директор тяги I ранга Василий Курочкин, основатель научной школы на железнодорожном транспорте Фёдор Кочнев, академик и вице-президент Академии транспорта РФ Владимир Иноземцев. Борис Лёвин стал 17-м руководителем МИИТа. Он уже вошёл в историю вуза как ректор-старожил, занимавший свой пост в течение 21 года (дольше него, четверть века, МИИТ возглавлял только Фёдор Кочнев). За эти годы Борис Лёвин внёс значительный вклад в развитие всего отраслевого образования.
Борис Алексеевич Лёвин родился 11 августа 1949 года в подмосковном городе Железнодорожный. Судьба многих членов его семьи так или иначе была связана со стальными магистралями.
«Мой предок Арсентьев – уроженец Тверской губернии – был главным подрядчиком при строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва. В те времена царь жаловал золотом подрядчиков. На эти деньги Арсентьев нанял в Петербурге рабочих, привёз их в Тверскую губернию и к существующей церкви пристроил колокольню. В детстве мне показывали часть алтаря этой церкви. Эта история меня тогда очень впечатлила», – вспоминает Борис Алексеевич.
Его бабушка работала в бухгалтерии Московско-Курского отделения Московской дороги. «Она окончила Институт благородных девиц, в перестроенном здании которого на Новой Басманной улице сегодня располагается штаб-квартира ОАО «РЖД». Вот такое интересное переплетение», – говорит Лёвин.
Ключевую роль в судьбе Бориса Алексеевича сыграл пример отца – Алексея Петровича. Он прошёл всю войну, а после устроился сначала помощником машиниста, затем – машинистом электропоезда в локомотивное депо города Железнодорожный, где проработал всю жизнь. «Он был на очень хорошем счету в депо, его ценили и уважали, – говорит Борис Алексеевич. – Несколько раз отец брал меня с собой в поездки – до Ногинска, Петушков. Я восхищался его работой и мечтал пойти по его стопам».
Как позднее признался Алексей Петрович, сына он брал с собой в поездки с целью «приземлить» его мечты о железной дороге и показать, насколько тяжёл труд машиниста. Но получилось всё наоборот. «Я твёрдо решил стать машинистом и, когда закончил 8 классов школы, решил поступать в Московский техникум железнодорожного транспорта им. А.А. Андреева. Однако родители сумели переубедить меня, сославшись на то, что Московский электротехнический техникум ближе к нашему дому. Я уступил им, но с мечтой о железной дороге на стал прощаться», – рассказал Борис Алексеевич.
Во время учёбы был секретарём комсомольской организации техникума. В 1968 году получил красный диплом и решил продолжить обучение в вузе. В выборе образовательного учреждения на этот раз уже не сомневался – им стал Московский институт инженеров железнодорожного транспорта МПС СССР (МИИТ). Однако на вступительных экзаменах с Лёвиным случился казус, чуть не стоивший ему поступления.
«Я поступал вместе с другом по техникуму. Поскольку у нас за плечами уже было полное среднее образование, мы должны были сдать вместо четырёх экзаменов – русский язык, физика, устная и письменная математика – только два последних. На письменной математике я быстро решил все свои задачи и решил помочь другу. Однако нас заметил преподаватель. В итоге нам обоим сняли по баллу с формулировкой «за нетактичное поведение на экзамене» и отправили поступать по общему конкурсу со сдачей всех экзаменов», – вспоминает Борис Алексеевич.
Успешно справившись со вступительными испытаниями, он был зачислен в МИИТ на специальность «автоматика и телемеханика». Поскольку Борис Лёвин был на два года старше своих одногруппников и имел опыт комсомольской работы, его выбрали комсоргом группы. На первом курсе он становится бойцом студенческого строительного отряда.
«В МИИТе студотрядовское движение было очень развитым. Самым востребованным отрядом был строительный, куда было очень сложно попасть из-за большого конкурса. Но мне это удалось. И своё первое стройотрядовское лето я провёл в Сибири, где мы строили автомобильную и железную дороги, – вспоминает Борис Алексеевич. – Студенческие отряды – это романтика плацкартных вагонов, в которых мы добирались на «целину», это новые друзья, а ещё возможность заработать. За лето я заработал 480 рублей, что составляло объём годовой стипендии».
На следующий год Борис Лёвин поехал на «целину» уже не бойцом, а комиссаром линейного стройотряда, а после заменил командира, который вынужден был уехать. Его отряд в то лето строил зерносклад в деревне Теренино Смоленской области. «Я был каменщиком и на коньке крыши здания выложил надпись: «МИИТ-1970». Три года назад мне рассказали, что зерносклад с этой надписью до сих пор стоит», – рассказал Борис Алексеевич.
На третьем курсе он стал командиром большого линейного отряда, куда входили 180 человек. «Во время учёбы мне приходилось по четыре-пять раз выезжать на места будущих строек, чтобы заключать договоры с директорами предприятий. Но при этом я не скатывался в оценках, хорошо учился», – вспоминает он. На последнем курсе Лёвин становится комиссаром районного отряда в 450 человек.
В студенческом отряде Борис Алексеевич познакомился и со своей будущей супругой – Светланой Михайловной, которая была там врачом.
После окончания обучения в 1973 году Борис Алексеевич распределяется на кафедру «Автоматизированные системы управления» и начинает работать над кандидатской диссертацией, но не покидает комсомол и студенческие отряды, чью работу сначала координировал как заместитель секретаря, а с 1975 по 1977 год был секретарём комитета комсомола института.
В 1977 году молодой учёный стал заведовать аспирантурой МИИТа, на базе которой под его руководством создаётся Отраслевой центр подготовки научно-педагогических кадров, и продолжил работать над докторской диссертацией.
В 39 лет Борис Алексеевич стал доктором технических наук.
В 1989 году он избран ректором Всесоюзного института повышения квалификации руководителей и специалистов железнодорожного транспорта МПС СССР. Причём до прихода Лёвина здесь не было ни средств на реконструкцию, ни большого числа слушателей (1200 человек в год). Под его руководством институт превратился в передовое учебное заведение, и в 1995 году указом президента Бориса Ельцина преобразован в Российскую академию путей сообщения (РАПС). «Пришлось «перекроить» весь институт, ликвидировать кафедры, сменить должности, ввести строгую систему распределения внутренних финансов. В итоге мы создали первую учебную академию в гражданском образовании», – говорит Борис Алексеевич.
В 1997 году Лёвину из Министерства путей сообщения поступает предложение возглавить Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ). «Честно признаюсь, моя реакция была отрицательной. Мы же только наладили работу в РАПС, к нам активно пошли слушатели (12–15 тыс. человек в год), отремонтировали здание института. И тут мне предлагают перейти в МИИТ с его старыми корпусами. Но с начальством не поспоришь, и я согласился. В ходе выборов я набрал около 85% голосов Учёного совета университета. С одной стороны, было приятно, что мне доверяют, но с другой – обидно за других трёх кандидатов», – говорит он.
В МИИТе настало время преобразований. «Я пришёл со своей командой, знакомой мне ещё со времён работы в комсомольской организации МИИТа, в частности с Валентином Виноградовым (ныне первый проректор РУТ (МИИТ). – Ред.) и Леонидом Карповым (директор РАПС. – Ред.). Они были энтузиастами, которые верили в своё дело и работали не покладая рук», – отметил Борис Алексеевич.
Как вспоминает Валентин Виноградов, Борис Алексеевич никогда не боялся браться за сложные задачи. «В МИИТе, невзирая на возражения некоторых руководителей факультетов, были созданы институты вместо факультетов. Три раза мы собирали Учёный совет по этому поводу, но Борис Алексеевич был непреклонен в своём решении. В результате сегодня мы имеем систему из 10 институтов, которые ведут подготовку кадров, а также содержат корпуса и лаборатории за свой счёт. Эффективность их работы подтверждена большим количеством абитуриентов», – отметил он.
При Лёвине произошла и масштабная реконструкция учебных корпусов: все деревянные перекрытия были заменены на бетонные.
«В первом корпусе располагалась фундаментальная библиотека. Старинные тома книг там хранились на стеллажах из карельской берёзы. Были предложения их продать и купить на вырученные деньги компьютеры для университета. Но ректор сказал, что библиотека – наша визитная карточка, основа основ. Сегодня эти стеллажи сохранены в своём первозданном виде, и делегации, которые к нам приезжают, непременно туда заглядывают. Благодаря Лёвину также была восстановлена домовая церковь при МИИТе, по фотографиям 100-летней давности воссоздан первоначальный вид нашего дворянского зала, вплоть до каждого светильника, – говорит Валентин Виноградов. – Борис Алексеевич – правильный, фундаментальный, дальновидный человек, который точно знает, что нужно делать, а что нет».
К слову, Лёвин стал самым молодым ректором за всю историю существования МИИТа: на момент избрания ему было 48 лет.
Как рассказала «Гудку» начальник службы управления персоналом Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Татьяна Коваль, с именем Бориса Алексеевича Лёвина связано развитие системы целевой подготовки студентов на железнодорожном транспорте. Так, ежегодно ЦДИ направляет в РУТ (МИИТ) около 1,5 тыс. целевиков.
Во многом благодаря позиции Бориса Алексеевича транспортное образование удалось сохранить в системе Минтранса. Интересы отраслевой системы подготовки кадров он отстаивал на разных уровнях – например, будучи руководителем Ассоциации вузов транспорта и Совета по образованию и науке в транспортном комплексе при Координационном транспортном совещании государств – участников СНГ, членом президиума ВАК Минобрнауки, Научного совета при Совбезе, президиума Совета ректоров вузов Москвы и Московской области. «Этой работой я занимался, чтобы быть в курсе всех преобразований в образовательной и транспортной среде, чтобы голос отраслевого образования слышали на всех уровнях», – говорит Борис Алексеевич.
При Лёвине в 2017 году Московский госуниверситет путей сообщения (МИИТ) был преобразован в Российский университет транспорта и передан из ведения Росжелдора Минтрансу. «При принятии этого решения мы встретили множество возражений. Представители транспортных вузов, в частности автодорожники и авиаторы, опасались ликвидации своих учебных заведений. Однако в соответствии с задачами Транспортной стратегии России очень важно обеспечить реальное взаимодействие различных видов транспорта. Отрасли нужны специалисты, способные решать общетранспортные задачи и проблемы, – пояснил Борис Лёвин. – Сегодня РУТ (МИИТ) – флагман отраслевого образования. Университет получил право самостоятельно разрабатывать и утверждать стандарты высшего образования, стал активным участником федеральных приоритетных проектов в области образования и науки, базовым центром и координатором научной, образовательной и методической деятельности транспортных вузов».
С конца 2018 года Борис Алексеевич занимает должность президента РУТ (МИИТ), а также продолжает руководить Ассоциацией вузов транспорта. Как отметил директор Административного департамента Минтранса Константин Пашков, Лёвин пользуется большим авторитетом в образовательном сообществе: «Борис Алексеевич – блестящий профессионал, который может служить примером для тех людей, которые решат посвятить себя работе в сфере транспортного образования. Надеюсь, у нас ещё будет много лет совместной работы. Считаю, что ему нужно побороться за вступление в Российскую академию наук».
Борис Алексеевич уверен, что сегодня вузы должны готовить не только традиционных специалистов, но и машиностроителей, технологов, конструкторов. «Возможно, в первую очередь стоит давать студентам общетранспортное образование, а уже потом – специализированное под виды транспорта (железнодорожное, авиационное)», – считает он.
На вопрос, в чём секрет успеха, Борис Алексеевич отвечает: «Я не сторонник управленческого давления. Надо создать условия, чтобы люди раскрывались, стремились развиваться. Как показала жизнь, этот подход себя оправдал, и все люди, с которыми мне довелось работать, эффективны, изобретательны, ответственны, честны».
«Жёсткий человек – это не про него, – говорит Валентин Виноградов. – Я замечал, что ни один человек из его кабинета не уходил без решения своего вопроса. Он справедливый и понимающий».
Свободное время, которого у Бориса Алексеевича крайне мало, он предпочитает проводить с семьёй – женой, двумя детьми и четырьмя внуками. «Любим ходить в театр, устраивать теплоходные прогулки, – делится он. – Полюбилась скандинавская ходьба, лыжи и велосипед. Движение – это жизнь».
По стопам Бориса Алексеевича пошёл его сын, который также окончил МИИТ. С железными дорогами связал свою жизнь и брат Бориса Алексеевича – Сергей Алексеевич, который сегодня занимает должность заместителя начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД».
«Не удалось воплотить детскую мечту и стать машинистом, – говорит Борис Алексеевич. – Но моя жизнь всё равно получилась очень интересной по кадровой траектории. Я никогда не приходил, что называется, на тёпленькое местечко. Каждый раз приходилось практически с нуля развивать ту или иную деятельность».
Борис Алексеевич Лёвин – автор более 350 научных и научно-методических трудов. Им подготовлены 21 кандидат и 13 докторов наук. Результаты его научной и педагогической деятельности отмечены орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Александра Невского, Почёта, «Знак Почёта», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, другими советскими, российскими и зарубежными наградами. Кроме того, ему присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».