Свердловская магистраль впервые в своей истории приняла чемпионат работников ОАО «РЖД» по лыжным гонкам. Соревнования состоялись в Тюмени 24–25 марта. Домашняя трасса принесла хозяевам по два золота и серебра.
Одного взгляда хватает, чтобы понять: областной центр зимних видов спорта «Жемчужина Сибири» – это уровень! Здесь пролегают 15 км отличных трасс. Ровно в эти же дни, только сезоном ранее, по ним бежали лидеры Кубка мира по биатлону. Теперь заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам Дмитрий Романенко встречает всех участников сетевых состязаний кличем «Физкульт-привет!». Председатель дорпрофжела на СвЖД Анатолий Гаращенко отмечает одухотворённость спортсменов. Их кумир, олимпийский чемпион, лыжник Никита Крюков традиционно желает всем быстрых секунд.
– Компания проводит свои соревнования на лучших объектах в стране, – подчёркивает советник генерального директора ОАО «РЖД», председатель правления РФСО «Локомотив» Юрий Нагорных. – Это говорит об уважении к сотрудникам. Спорт объединяет, поднимает боевой дух и придаёт здоровья.
Пока идёт церемония открытия, в вакс-кабинах кипит-бурлит работа. В шестой комнате колдует над инвентарём сервисмен свердловской команды с 37-летним опытом, ветеран эксплуатационного локомотивного депо Смычка Николай Кудряшов. Каждому из восьми спортсменов он готовит минимум две пары лыж. Температура приближается к плюс десяти, снег подтаивает, и нужно грамотно, по погоде подобрать смазки и парафины.
И первая же гонка, на три километра свободным стилем среди женщин старше 35 лет, показывает: чётко сработано! Побеждает тагильчанка Марина Ларькова. Следом за ней, в 17 секундах, финиширует Анастасия Хомутова из Перми. Вторая среди спортсменок до 35 лет – её землячка, инженер-эколог моторвагонного депо Пермь-2 Ирина Якушева. Дебютантка сетевых стартов электромеханик Ишимской дистанции электроснабжения Александра Клименко – тринадцатая.
– Не ожидала от любительского чемпионата такого уровня организации и борьбы, – делится она впечатлениями. – Стоило трудиться, тренироваться и отбираться сюда уже ради того, чтобы прочувствовать атмосферу праздника.
Мужчины в той же дисциплине, но на пятёрке, до медалей не дотянули. В группе тех, кому за сорок лет, серовчанин Николай Чураков стал восьмым, пермяки Олег Никонов, Александр Верёвкин – одиннадцатый и тринадцатый соответственно. В младшей же категории электромеханик Егоршинской дистанции электроснабжения Юрий Руденко – 25-й.
– По лыжам вопросов нет, сервисёр отлично их подготовил, – подводит он итог «индивидуалки». – Трасса заставила поработать, особо не отдохнёшь. Тяжелее всего было на втором подъёме, он самый длинный. И спуски резкие.
Вечером участники живо обсуждают результаты. Свою оценку им даёт и профи Никита Крюков. Единственный за всю историю отечественных лыж трёхкратный чемпион мира поражён: любители, а выглядят весьма достойно. Вместе с железнодорожниками он вспоминает яркие моменты карьеры, после чего охотно отвечает на вопросы. Лейтмотив разговора – настрой, мотивация.
– Я выиграл олимпийское золото Ванкувера в спринте фотофинишем, – напоминает он лыжникам. – Никогда не сдавайтесь и боритесь до последнего сантиметра дистанции. Поверьте, что подчас от победы отделяют доли секунды.
С таким напутствием спортсмены расходятся по гостиничным номерам – восстанавливаться, набираться сил на завтрашние эстафетные гонки. Лишь сервисёры не знают ни сна, ни отдыха. Кудряшов покидает стадион в 22:30…
С половины седьмого утра он уже на ногах. За ночь подморозило, и на трассе ледяная крошка. Условия кардинально отличаются от вчерашних. Но Николая Никандровича и такие погодные выкрутасы не застают врасплох.
Женскую эстафету 4х3 км свердловский квартет начинает ни шатко ни валко. Клименко проходит свой этап седьмой. Но Ларькова – это невероятно! – выводит команду вперёд. Хомутова поддерживает запал. А далее случается то, к чему и призывал Крюков. Якушева мешкает на последнем повороте, и её настигает преследовательница с Западно-Сибирской магистрали. Лишь в финишном створе пермская лыжница опережает соперницу на 0,2 секунды!
– По дистанции понимала, что она всё ближе ко мне с каждым метром, – не скрывает радости представительница СвЖД. – Думала: лишь бы хватило дистанции, да где же красная черта! Честно скажу, не особо рассчитывали на золото, потому что девушки с Запсиба сильны, но тут мы поборолись.
Мужчины, увы, триумфальный порыв женщин не подхватывают. Гонку 4х5 км они оканчивают седьмыми среди тринадцати соревнующихся команд. Настроения это, впрочем, ничуть не омрачает. Закрытие и награждение проходят под овации зрителей. Призы лидерам, помимо железнодорожников и Никиты Крюкова, также вручают и представители местных органов власти. Свердловчанки поднимаются на подиум аж четырежды! В командном зачёте сборная нашей магистрали, как и годом ранее, замыкает квартет сильнейших.
– Чемпионат запомнится только прекрасным: спортивным комплексом, выступлениями участников, весенней погодой, настроением, – подытоживает и. о. начальника дороги Валентин Искоростенский. – Праздник точно удался. Остаётся только пожелать всем нам новых состязаний, достижений и успехов!
Впечатления
Сергей Неплюев, руководитель Екатеринбургского обособленного подразделения ОО РФСО «Локомотив»
Свердловская железная дорога в очередной раз доказала, что способна принимать спортивные соревнования самого высокого уровня. Никаких нареканий к нам как к принимающей стороне у участников и официальных гостей не возникло. Встретили, организовали доставку и питание, обеспечили досуг, предоставили возможность соревноваться на одном из лучших спортивных сооружений в России. Всё это удалось претворить в жизнь только благодаря взаимодействию, сплочённости и единству ОАО «РЖД», профсоюзной организации, РФСО «Локомотив». Мы рады, что устроили такой праздник зимнего спорта для работников компании!
Марина Ларькова, уборщик служебных помещений Нижнетагильской дистанции гражданских сооружений
Честно признаюсь, думала, что в нынешнем сезоне уже не возьмут на сетевой чемпионат. Постепенно в сборную нашей дороги приходят девочки помоложе. Но меня снова включили в состав команды. Ехала-то уверенной в своих силах. Настраивалась на соревнования. Была абсолютно спокойной. Такое состояние сохранялось до тех пор, пока не увидела стартовый протокол индивидуальной гонки. Тут и почувствовала мандраж. Потом собралась, оставила переживания за пределами трассы. Рада, что всё у нас в итоге получилось – и в личной гонке, и в эстафете. Самочувствие отменное. Думала, что из-за тёплой погоды лыжня будет полностью разбитой. На деле оказалось – здоровская, прекрасная трасса!
Анастасия Хомутова, приёмосдатчик груза и багажа станции Балмошная
Прямо накануне первого старта приболела. Уже начала сомневаться: а смогу ли выдать свой результат в «индивидуалке»? Пришлось и в самом деле тяжело. Второй подъём на дистанции крайне сложный. Он очень длинный, мышцы ног просто забились. Ощущения были такие, будто сейчас встану – и всё. Спасибо мальчикам из команды нашей дороги. У парней старт был позднее. Они стояли на трассе, увидели, как мне трудно, – поддержали, покричали. Это придало сил. И лыжи правильно выбрали на обе гонки – идеально смазали. У нас такой мастер за их подготовку отвечает! Мы и сами даже не знаем, что он там делает. Поколдует, отдаёт: «Пробуйте!» Проверяем – лыжи хорошо катят, побеждаем.
Николай Чураков, машинист автомотрисы Серовской дистанции электроснабжения
Самочувствие хорошее, но гонки сами по себе тяжёлые. В первый день из-за солнца снег на некоторых участках трассы подтаял, и она стала сырой, мягкой. В основном по этой причине тяжело было двигаться – погода сказалась. К тому же рельеф непростой. За пределами стадиона есть очень большой подъём, там многие основательно замедлялись. Ещё высота ощутимая. Даже с учётом этих особенностей по времени мог получше пробежать. Соревновательный опыт у меня большой. Выступал на чемпионатах в Красноярске и Уфе. Тут, наоборот, впервые. Мне всё очень понравилось, пусть даже не завоевал никаких медалей.
Александр Верёвкин, машинист электропоезда моторвагонного депо Пермь-2
Все говорят, что тяжело было? Я не исключение. Понятно, что каждый идёт со своей скоростью, но одинаково сложно всем. Трасса, значит, такая. Подъём рабочий, надо вкалывать. Лыжи подготовлены – супер! С учётом погоды к ним вопросов никаких нет. В целом я доволен своим временем, несмотря ни на что.
Олег Никонов, машинист эксплуатационного локомотивного депо Пермь-Сортировочная
Соглашусь с другими ребятами – тяжело. Такого уровня трасса здесь. Второй подъём, который не виден зрителям на стадионе, особенно сложный. Тут надо грамотно раскладывать силы – тогда, может, будет легче. И в личной гонке, и в эстафете дистанции примерно одинаковые. Разница в том, что в первый день на трассе было мокро, бежалось трудно, а во второй образовался лёд, скорости возросли. К выходу на старт, при подготовке лыж это всё, конечно, учитывали.