В конце ноября в Сочи пройдёт третий по счету чемпионат на кубок Роспрофжел по хоккею с шайбой. Еще со времён его зарождения сборная ЮУЖД считалась одним из фаворитов. И это не случайно, если учесть, что на нашей магистрали подобные состязания будут проводиться уже девятый год подряд.
– Андрей Николаевич, для начала предлагаю немного напомнить историю зарождения этого вида спорта на Южно-Уральской магистрали.
– История железнодорожного хоккея начинается в 60-х годах прошлого века. Тогда на каждом отделении существовала своя команда. Затем интерес к этому виду спорта, к сожалению, начал снижаться. И уж тем более никто не вспоминал о нем в непростые 90-е годы. Фактически возрождением хоккея на дороге плотно занялся предыдущий председатель Дорпрофжел ЮУЖД Виталий Георгиевич Орешков. Именно благодаря его инициативе, а также поддержке в то время начальника ЮУЖД Владимира Ильича Молдавера и был организован в 2009 году в Карталах первый турнир. Со временем хоккей получил широкое распространение: вместо 5 команд в первом турнире в последнем участвовали уже десять. Большое внимание уделялось расширению спортивной инфраструктуры – строились хоккейные коробки в Бердяуше, Нязепетровске. Всё это приобщало всё больше людей к здоровому образу жизни, что не могло не радовать. Немалую поддержку железнодорожному хоккею сегодня оказывает начальник дороги Виктор Алексеевич Попов, который и сам в прошлом увлекался этим видом спорта.
– Допускается ли на сегодняшний день увеличение числа команд, участвующих в дорожных чемпионатах?
– Мы не исключаем, что количество людей, увлекающихся хоккеем, будет расти. Необходимо собрать команду и подать соответствующую заявку. Однако при этом хоккеистам надо трезво оценивать свои силы, поскольку на турнирах ЮУЖД выступают довольно серьезные соперники. Согласитесь, даже с точки зрения болельщиков не очень интересно наблюдать за игрой, в которой одна команда проигрывает другой со счетом 0:20. Именно по этой причине, кстати, число команд росло довольно медленно и постепенно. В прошлом году возможности играть на уровне дороги добивалась новая команда «Локомотив-Авто». Также у нас есть команды, к примеру, в Бердяуше, Нязепетровске, там создана хорошая спортивная база. Каждый год перед дорожным чемпионатом филиалы Дорпрофжел проводят чемпионаты по хоккею в регионах, где отбираются лучшие команды и игроки. Поэтому не исключено, что в будущих ледовых баталиях мы увидим новых звезд.
Отрадно видеть, что за прошедшие годы он стал по-настоящему любим не только теми, кто и раньше увлекался этой игрой, но и приобщает к спорту новую публику. Чемпионаты ЮУЖД проходили на разных площадках. Последние два года мы проводим мероприятие в оздоровительном комплексе «Алёнушка». Там созданы отличные условия для игр, и ежегодно для доставки болельщиков мы выделяем по шесть-семь автобусов.
– Когда планируется провести девятый дорожный чемпионат и где он будет проходить?
– Точной даты пока нет, однако предположительно это будет конец февраля – начало марта. По месту проведения рассматриваем разные варианты. Главное, чтобы и игрокам, и болельщикам было комфортно. Вообще по году у нас проходит более ста различных спортивных мероприятий, но чемпионат по хоккею одно из самых серьёзных и значимых. Не секрет, что хоккей как вид спорта требует довольно серьезных затрат: на форму, защиту, клюшки, которые, кстати, мы меняем в больших количествах. Более того, мало построить хоккейную коробку, надо ее еще и содержать…
– В подобных мероприятиях участвуют только железнодорожники. Но для некоторых победа бывает важнее честной игры. Удалось ли полностью избавиться от подставных игроков?
– Конечно, мы боремся с этой проблемой постоянно. Однако практически каждый год выявляем хотя бы одного игрока, который не имеет отношение к магистрали или имеет довольно косвенное. Проверки проходят серьёзные, мандатная комиссия просматривает все необходимые документы: справки с места работы, удостоверения, паспорта и так далее.
Что же касается мер воздействия, то в случае выявления подобный игрок просто не допускается на лёд. Мера несерьёзная, скажете вы. И тут я не соглашусь: если на человека завязана вся игра команды, это полностью ломает всю систему. Поэтому надо бороться на льду исключительно своими, железнодорожными силами.
– Турниры Роспрофжел начали проводиться сравнительно недавно. Как вообще появилась идея подобного мероприятия на сетевом уровне?
– После нескольких успешно проведенных мероприятий на Южно-Уральской магистрали появилось желание вывести этот вид спорта на более высокий уровень. Однако далеко не на всех дорогах хоккей был развит. Многие предложили ненадолго отложить вопрос. Но в 2014 году решение всё же было принято, а первый турнир прошёл на Северной дороге.
– Сложно ли было сформировать первую сборную Южно-Уральской магистрали?
– На самом деле нет, ведь база данных лучших игроков, по сути, была сформирована. Мы прекрасно знали, кого из каких команд призывать в сборную. Она формировалась на базе челябинской, которая по статистике чаще остальных занимала лидирующие места в рейтингах. Кроме того, набрали отличных игроков из Златоуста, Петропавловска и с Челябинского электровозоремонтного завода. Скажу так, отдельные дороги не знали, кого направить на турнир, а у нас даже был своеобразный конкурс.
Честно говоря, когда в первый год ребята не выиграли «золото», а взяли «бронзу», расстроилась не только команда, но и все болельщики. Мы понимали, что они лучшие из лучших. Причем это не мое субъективное мнение, а специалистов, которые наблюдали за играми наших хоккеистов. И, кстати, второй чемпионат это доказал – южноуральские железнодорожники завоевали награды высшей пробы.
– Состав сборной уже сформирован?
– С составом команды мы уже определились. Основной костяк остался прежним, но есть и новички. В этом году у нас поменялся тренер: бессменный на протяжении многих лет наставник Дмитрий Картаев, сын легендарного тренера и хоккеиста Анатолия Зиновьевича Картаева, не сможет тренировать сборную ввиду занятости. Вопрос, кто будет тренировать команду, решится в ближайшее время.
– Когда и каким образом будут организованы тренировочные сборы?
– Точной даты я вам назвать не готов. Турнир пройдёт в Сочи в конце ноября. В любом случае сборы будут проходить на протяжении нескольких дней до вылета. Тренироваться ребята будут в Челябинске во Дворце спорта «Юность». Игроки будут обеспечены всей необходимой экипировкой. Уверен, за время, предшествующее вылету, хоккеисты сыграются, поскольку выступают в этом составе уже не первый год. Да и все профессионалы. Что касается цвета формы, то она будет вполне традиционной – красно-белой.
За прошедшее время уровень команд по сети вырос, да, придется непросто, но, думаю, этот спортивный коллектив сможет отстоять позиции и удержать «золото». С южноуральскими железнодорожниками не шутят.