Судьба человека-легенды

"Северная магистраль", 15 февраля 2016 года
Судьба человека-легенды

Одному из интереснейших людей Северной дороги – Евгению Курочкину – 11 февраля исполнилось 80 лет. Судьба распорядилась так, что железнодорожнику-юбиляру довелось поработать и на самой южной отечественной магистрали, причём в самый напряжённый момент её развития.

Первые воспоминания у мальчишки, родившегося в 1936 году в Болховском районе Орловской области, связаны с Великой Отечественной войной. 
– Навсегда, – говорит Евгений Курочкин, – запомнились злые, надменные лица фашистских оккупантов, ворвавшихся в наши края. 

С сентября 1941 года по июль 1943-го линия фронта находилась в 10-12 километрах от выселок, где жила семья Курочкиных. Лишь 28 июля город Болхов, располагавшийся неподалёку, был освобождён войсками Красной армии. В деревенском доме Курочкиных организовали полевой лазарет. Многие из лечившихся в подобных лазаретах умирали от тяжёлых ран. Только в небольшом Болховском районе насчитывается 53 воинских захоронения.

После освобождения города Орла 5 августа в окрестных сёлах и деревнях началась работа по восстановлению колхозной жизни. 

– Окончив первый класс, в 1944 году я был переведён во второй. Он для нашей семьи был катастрофичным, – вспоминает Евгений Курочкин. – Во-первых, пришла похоронка о том, что мой отец, участвуя в освобождении Киева, погиб при форсировании Днепра. Во-вторых, при разминировании, проводившемся рядом с нашей деревней, погиб мой старший брат Вячеслав.

В семье осталось трое детей, восьмилетний Женя – старший. Он и учился, и помогал маме работать в колхозе. В каждые каникулы, вплоть до окончания школы, трудился на различных сельхозработах – прицепщиком в тракторном звене, на сенокосе, весовщиком на уборке урожая.

С пятого класса учился в школе № 1 г. Болхова. До неё надо было идти пешком более трёх километров. Когда учились во вторую смену, порой приходилось пробираться по снежному полю почти наощупь, чтобы в потёмках не сбиться с пешеходной тропы.

В выпускном классе, когда парней стали  приглашать в военкомат для прохождения комиссии, Евгению Курочкину и его однокласснику Валерию Дородных предложили поступать в одно из ленинградских военных училищ.

– Валера поступил, - говорит Евгений Алексеевич, а я потерпел неудачу. По совету двоюродного брата решил сдать экзамены в гражданский вуз. 
Выбор сельского паренька пал на ЛИИЖТ им. академика В. Н. Образцова. Став студентом-железнодорожником, находил время и для спорта. Вошёл в состав сборной команды института по лыжам. В послевоенные годы это ценилось: на лыжных сборах кормили бесплатно. 

По окончании прославленного вуза у Курочкина был диплом и два первых разряда – по лыжам и гребле. По распределению его направили на Северную железную дорогу. Но и здесь в свободное от работы время совершенствовал себя на водных и снежных трассах.

– В итоге общий трудовой стаж составил 57 лет, в том числе 41 – на железнодорожном транспорте. Плюс к этому – звание мастера спорта СССР по гребле на байдарке, – говорит, не скрывая гордости Евгений Курочкин. 

По сию пору зажигает он физкультурной «искоркой» своих сверстников по бывшей работе. А с ней связано очень многое. 

Производственную деятельность Евгений Курочкин начал на станции Ярославль-Главный. Был дежурным по горке, паркам и станции, маневровым диспетчером, старшим помощником начальника станции. В 1963 году переведён в отдел движения Ярославского отделения СЖД. Здесь прошёл путь от поездного диспетчера до начальника отдела движения – замначальника Ярославского отделения.

В 1984-м начальник Среднеазиатской железной дороги обратился в МПС СССР с предложением командировать группу из пяти специалистов Северной, в том числе Евгения Курочкина, на Ташкентское отделение самой южной магистрали Союза. До 1989 года наш земляк  руководил этим центральным подразделением САЖД, через которое шло множество грузов в охваченный войной Афган. Зарубежная пресса называла боевые действия, которые велись в соседнем государстве, «советской войной во Вьетнаме». 

С задачами, поставленными министром путей сообщения Н. С. Конаревым, посланец Северной справился – он был награждён знаком «Почётному железнодорожнику». Затем руководство СЖД обратилось в кадры министерства с просьбой вернуть Евгения Алексеевича на Северную дорогу. На пенсию он ушёл в 2000 году с должности первого заместителя начальника Ярославского отделения.

На всех постах, где ему довелось трудиться, Евгений Алексеевич добивался высоких результатов. 

– Некоторые из них остаются непревзойдёнными до сих пор, – говорит ветеран-железнодорожник. – Один из них достигнут, когда я работал в отделе движения поездным диспетчером на самом грузонапряжённом Ростовском участке. Тогда совместно с дежурным по станции Полянки было организовано движение между этой станцией и Новоярославской 15-ти пар передач. Это превышало в два раза графиковые размеры движения.

Высоких достижений добился Курочкин и работая на Ташкентском отделении. Так, 5 октября 1987 года на станции Ченгельды было принято 84 грузовых поезда с Алма-Атинской железной дороги. А на следующие сутки – 86 поездов.

– Эти размеры движения на международном стыке, – считает Евгений Курочкин, – стали историческими.

Вернувшись в Ярославль, железнодорожник, выражаясь спортивным языком, не снижал темпов, а наоборот – наращивал их. С 1989-2000 гг. коллектив Ярославского отделения СЖД многократно становился победителем и призёром в соревновании, итоги которого подводят по кварталам и за год. Среди коллективов Северной дороги успехи её столичного отделения были отмечены 19 раз, среди коллективов МПС – 21 раз.

Не менее активен железнодорожник-спортсмен и в общественной работе. Приехав после окончания вуза в Ярославль, он создал секцию гребли на байдарках и каноэ. И на пенсии не расстаётся с физкультурой. В 2001 году его избрали председателем созданного на Ярославском отделении «Любительского лыжного ветеранского спортивного клуба». Участники клуба ежегодно принимают участие в «Лыжне России» и соревнованиях, посвящённых памяти шести лыжных батальонов, погибших в боях на Орловско-Курской дуге. В 2013 году железнодорожник-северянин включён в состав Совета ветеранов РФСО «Локомотив».
Заслуженный работник транспорта РФ Евгений Курочкин недавно получил медаль от благодарного афганского народа. Секрет своих успехов кавалер ордена Трудового Красного Знамени объясняет просто: надо отдавать всю душу тому делу, которым занимаешься – что на производстве, что в спорте.

ТЕГИ: Евгений Курочкин | ветераны | 2016 |

Теги

 РФСО Локомотив  2016  волейбол  футбол  2017  хоккей  2015  лыжные гонки  шахматы  Сочи  Спартакиада  художественная гимнастика  Локобол  МССЖ  легкая атлетика  Илья Вдовин  2014  баскетбол  Северо-Кавказская ж.д.  РФСО "Локомотив"  Локомотив  Свердловская ж.д.  Ярославль  лыжи  ветераны  Кубок ОАО "РЖД"  ЗОЖ  Южно-Уральская ж.д.  Бег  Октябрьская ж.д.  мини-футбол  РОСПРОФЖЕЛ  Кубок РОСПРОФЖЕЛ  Калининград  бадминтон  дети  РЖД  марафон  настольный теннис  ЖФЛ  ДФЛ  Западно-Сибирская ж.д.  Летняя Спартакиада  Юго-Восточная ж.д.  Московская ж.д.  Сапсан Арена  ФК Локомотив  Восточно-Сибирская ж.д.  Куйбышевская ж.д.  Красноярская ж.д.  Приволжская ж.д.  МЖД  плавание  Дальневосточная ж.д.  Форум ГТО  онлайн-марафон  Локомотив-Кубань  пляжный волейбол  Железнодорожная футбольная лига  БАМ  Северная ж.д.  МОСК  ГТО  Loko Open  ФК "Локомотив"  Спартакиада детей  Кубок РОСПРОФЖЕЛ по хоккею  Локобол-2021  дзюдо  З-СИБ  пересвет  пляжный футбол  Красноярск  ОКТ  Велопробег  Новосибирск  Кубок РОСПРОФЖЕЛ по хоккею с шайбой 2014  Туриада  ФСК  ХК Локомотив  Забайкальская ж.д.  Спартакиада работников РЖД 2015  сборная РФСО Локомотив  Спартакиада 2014  Горьковская ж.д.  СВЕРД  Марафон Победы  гиревой спорт  велоспорт  В-СИБ  Чемпионат по шахматам  КЛНГ  Спартакиада детей работников РЖД  Loko Cup Online  Кубок РФСО Локомотив  РПЛ  Екатеринбург  Кубок Гудка  Чемпионат  Нальчик  Кубок президента ОАО РЖД 2015  МИИТ  Кубок ОАО "РЖД" по волейболу  ПФК Локомотив  Кубок Президента по волейболу  пенза  СЕВ  Локобол-2014-РЖД  Гимнастика  регата  Локобол-РЖД  Санкт-Петербург  локогимнастика  Локобол-РЖД-2021  Спорт поколений  Кубок Семина  КРАС  Локоволей  Чемпионат по пляжным видам спорта 2014
ОАО РЖД

ПАРТНЕРЫ РФСО «ЛОКОМОТИВ»

РоспрофжелГудокДФЛБлагосостояниеВТБ
© 2021 РФСО «Локомотив»