12 января Российское физкультурно-спортивное общество (РФСО) «Локомотив» отметило 80-летний юбилей. Поздравить «железнодорожников» на страницах «Культуры» вызвался едва ли не самый узнаваемый болельщик красно-зеленых — народный артист России Валерий Баринов.
культура: Когда впервые увидели вживую футбольный «Локомотив»?
Баринов: Еще пацаном. «Железнодорожники» приехали в мой родной Орел на товарищеский матч. Во дворе часто стоял на воротах, а тут увидел в деле знаменитого Владимира Маслаченко. Всю игру с открытым ртом просидел. Тогда и определился с любимой командой, тем более, местный клуб тоже носил название «Локомотив».
культура: Но больше прониклись симпатией к «Локо», когда его возглавил друг детства Юрий Семин?
Баринов: Для меня он всегда будет просто Юркой. Сызмальства гоняли мяч, играли в русский хоккей, лапту. Вместе записались в волейбольную секцию, но там из нас особого толка не вышло. Футбол всегда оставался на главном месте. Кстати, первое поле нам сделал Семин. Сколотил из досок две рамки и воткнул на пустыре, там, где заканчивались колхозные угодья. Еще Юра будильник приносил. Заводили на 45 минут. Когда раздавался звон, понимали, что первый тайм мы уже отыграли.
культура: В послевоенные годы достать хороший мяч было непросто...
Баринов: Всем двором собирали металлолом, потом сбрасывались и покупали: обычно волейбольный, поскольку на футбольный денег не хватало. Юра любым мячом хорошо играл, его команда всегда побеждала, даже если рубились со взрослыми мужиками. Талант не скроешь. Не случайно Семин потом успешно выступал за столичные «Спартак» и «Динамо».
культура: Тем не менее болельщики ассоциируют Юрия Семина исключительно с «Локомотивом»...
Баринов: Для него «Локо» — команда всей жизни. Именно после того, как пришел Семин, о клубе заговорили всерьез, хотя раньше называли «пятым колесом столичной футбольной телеги». Многие выдающиеся тренеры не смогли добиться серьезных успехов во главе «железнодорожников»: Гавриил Качалин, Николай Морозов, Константин Бесков, Борис Аркадьев. Хотя последний однажды привел коллектив к успеху в Кубке СССР. Семин сумел переломить ситуацию. Раньше за команду переживали только железнодорожные рабочие, а в 90-е начало зарождаться фанатское движение, потянулись на стадион молодые семьи. Юрий Павлович сыграл в этом большую роль.
Помню, подъезжаем к арене. На входе встречают несколько человек. Семин дал указание остановить автобус. Вывел за собой всех футболистов, и они полчаса общались с болельщиками, раздавали автографы. Такая же теплая атмосфера царила и внутри коллектива. Что касается меня, то старался не пропускать матчей. Запомнилась поездка в 1995-м в Мюнхен, когда наши парни одолели знаменитую «Баварию». Считаю, без Семина «Локомотив» никогда бы не поднялся на столь высокий уровень. Он и президент клуба Валерией Филатов создали силу, с которой стали считаться не только в России, но и в Европе. После их ухода многое изменилось.
Некоторые иностранные тренеры просто раздражали, пожалуй, за исключением серба Муслина. Радует, что сейчас команду возглавили «птенцы Семина». Очень плодотворно работает триумвират: Черевченко — Пашинин — Оганесян.
культура: Среди актеров много болельщиков, но к «Локо» большинство Ваших коллег относятся скептически. Чувствуете себя белой вороной?
Баринов: Сейчас уже проще, а раньше постоянно ловил сочувственные взгляды. В Малом театре поначалу вообще думали, что шучу. Все в основном переживали за «Спартак», «Динамо», ЦСКА. Были и «засланные казачки» — поклонники киевских динамовцев. По мере того, как рос авторитет «Локомотива», отношение стало меняться. Особенно когда на спектакли начали приходить тренеры и футболисты. Семин вместе с женой ни одной премьеры не пропустил.
культура: Не раз приходилось слышать сравнения театра со спортом. В чем, на Ваш взгляд, принципиальное различие?
Баринов: Спектакль можно повторить, матч — никогда. Спорт непредсказуем, тем и прекрасен. В зрительном зале и на стадионе разная энергетика, эмоции. Хотя после спектаклей с моим участием молодежь часто скандирует в знак одобрения: «Локо! Локо!»
культура: Сильно расстраиваетесь, когда пропускаете значимые матчи любимой команды?
Баринов: А со мной подобного практически не случается. Помню, «Локомотив» проводил важную встречу в Ярославле, а мне надо играть «Бешеные деньги». Не проблема. Попросил поставить телевизор, так, чтобы мог наблюдать трансляцию со сцены. Когда не был занят в эпизодах, то и вовсе от экрана не отлипал. Так спектакль и отыграл. Сложнее всего пришлось, когда наши забили. Эмоции переполняли, но сумел сдержаться.
культура: Признайтесь, «прогоняли» спектакль быстрее, чтобы успеть на матч?
Баринов: Было такое. Команда Семина встречалась с серьезным соперником в европейском Кубке обладателей кубков. Подговорил товарищей в Малом театре «ускориться». На пятьдесят минут быстрее закончили спектакль, но никто даже не заметил. После чего с большинством коллег рванули на футбол. Успели к началу второго тайма.
культура: Еще в чем признаетесь?
Баринов: Грешен — порой хитрил, обманывал администрацию. Говорил, что заболел, а сам на стадион! На следующий день прихожу — меня с победой поздравляют. Делаю удивленное лицо, и получаю ответ: «Мы тебя по телевизору видели».
культура: Мы с Вами все о футболе говорим, а ведь праздник у всего общества «Локомотив». Следите за успехами «железнодорожников» в других видах спорта?
Баринов: Обязательно. Любовь к букве «Л» на груди на всю жизнь. Можно сказать, во мне течет красно-зеленая кровь. Радуюсь успехам хоккеистов, с удовольствием смотрю баскетбольные матчи. Однажды присутствовал на торжественном мероприятии, когда чествовали коллективы общества, победившие в своих видах спорта. Домой отправился в прекрасном расположении духа и весь следующий день испытывал душевный подъем. Как любил говорить Константин Бесков: «Нет ничего лучше, чем утро после победы!»
культура: Символично, что юбилей «Локомотива» отпразднуют всего за три дня до Вашего 70-летия...
Баринов: Вопрос с подвохом (улыбается). Уже устал при каждом удобном случае поминать секретаря сельсовета в родной Орловской области, который внес в свидетельство о рождении дату — 15 января 1946 года. На самом же деле, я родился 27 ноября 1945-го. Поэтому день рождения отпраздновал и от повторных чествований воздержусь. Лучше от всей души поздравлю с юбилеем любимое спортивное общество.